Елена Фролова
Проект «Чтение — лучшее учение»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чтение — лучшее учение»
По составу участников: групповой
По срокам реализации: долгосрочный (июнь 2017-июнь 2018 г)
По целевой установке: практико-ориентировочный
Цель проекта, основные задачи
Цель:
1. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания ребенка, в том числе популяризации семейного чтения.
2. Содействие в формировании ребенка – читателя.
3. Создание условий для широкой возможности книгообмена между читающими семьями, включая bookcrossing (книговорот)
Публикация «Проект „Чтение — лучшее учение“» размещена в разделах
- Проекты
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Задачи:
1. Приобщить детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению книг.
2. Способствовать возрождению традиций семейного чтения.
3. Содействовать воспитанию интереса к детской книге на произведениях классиков российской и мировой культуры, в том числе произведениях пермских писателей и поэтов для детей.
4. Создать мобильные библиотеки для детей и взрослых, а так же использование технологии обмена книгами в ДОУ.
Ожидаемый результат
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье В детском саду
ежедневное чтение детям художественных произведений; ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми; ввести в круг чтения детскую периодику;
ввести в круг чтения детскую периодику; контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;
следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения; развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного; привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;
учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал; активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);
создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки; вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приё мы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает :
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Ресурсное обеспечение проекта :
Кадровое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение:
- библиотека;
- музыкальный зал;
- костюмерная для мальчиков и девочек;
- фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т. д.
- видеотека: видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т. д., познавательные фильмы о родном крае;
- книжный уголок в групповой комнате.
Методическое обеспечение:
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;
- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
Технические средства обучения :
- Телевизор
- Компьютер
- Принтер
- Мультимедийная установка.
Партнеры:
Партнеры Формы взаимодействия
Детская библиотека Цикл тематических экскурсий для дошкольников;
Совместные экскурсии для детей и родителей;
Консультация для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка»;
Участие библиотекаря в образовательной деятельности;
Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы»; «Рекомендательный список для совместного чтения
с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; буклет «Выбери свою библиотеку»
Функциональные обязанности участников проекта.
Должность Функциональные обязанности
Методист Разрабатывает методические рекомендации по организации воспитательно-образовательной деятельности в рамках внедрения проекта;
Контролирует воспитательно-образовательную деятельность;
Взаимодействует с родителями;
Взаимодействует с общественностью;
Воспитатель Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями;
Организует воспитательно-образовательную деятельность;
Внедряет новые формы работы с детьми и родителями;
Оформляет развивающее пространство.
Библиотекарь Взаимодействует с родителями;
Организует книжные тематические выставки;
Проводит цикл познавательных занятий: «Детям о писателях»
Обеспечивает программно-методическое обеспечение;
Разрабатывает сценарии литературных КВН, турниров, праздников;
Проводит обучение педагогов на рабочем месте.
Музыкальный руководитель Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями;
Подбирает музыкальный репертуар к литературным праздникам, викторинам, КВН;
Разрабатывает сценарии театрализованных постановок.
Учитель - логопед Взаимодействует со специалистами;
Взаимодействует с родителями;
Участвует в подготовке детей к выступлению;
Проводит цикл занятий «Книга в гости к нам пришла»
План мероприятий по реализации проекта.
сентябрь - разучивание стихов «Золотая осень»
- анкетирование родителей «Традиции семейного чтения»
- создание групповой библиотеки (предложить принести в группу любимые книги из дома)
- папка передвижка для родителей «Книга в жизни ребенка»
- беседа с детьми «Как правильно хранить книги»
октябрь - выставка книжки-малышки «творчество К. И. Чуковского»
- настольный театр, театр - маски по русским народным сказкам (Репка, Колобок, Теремок)
- беседа с детьми «Библиотекарь – есть такая профессия»
ноябрь - 3 ноября акция «online чтение» (урок вежливости С. Я. Маршака)
- 20 ноября акция «Светлячок»
- путешествие в книжное царство
- создание «мобильной библиотеки» для родителей
декабрь - разучивание стихов к Новому году
- беседа с детьми «книга и ее создатели»
- обзорная экскурсия в библиотеку
январь 6 января Флешмоб «Шагал один чудак» (посвященный
90-летию Л. И. Кузьминой)
- литературная игра «Эти чудесные сказки»
- конкурс рисунков «По станциям любимых книг»
февраль - разучивание стихов к 23 февраля
- смотр-конкурс театральных уголков
март - разучивание стихов к 8 марта
- чтение произведений, посвященных мамам и бабушкам
- выставка творчества С. Я. Маршак
- конкурс театральных постановок «Театральная жемчужина»
апрель - 2 апреля международный день детской книги
- литературный КВН
- создание поэтической книги «Мое любимое стихотворение»
- викторина «Герои детских книг»
май - День Победы (разучивание стихов)
- встреча с ветеранами в библиотеке (чтение стихов)
- родительское собрание «Как приобщить ребенка к чтению»
июнь - 6 июня акция «От Пушкина до Пушкина»
- викторина «по сказочным тропинкам»
- оформление брошюры «Море рекомендаций» ( советы родителей: книги, которые, по мнению родителей, стоит прочитать)
Ожидаемые результаты:
1. I. Ожидаемые результаты проекта
1. 1. Методические продукты
- Создан проект «Чтение — лучшее учение», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;
- Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;
- Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;
- Оформлены методические рекомендации для родителей
- Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
2.. Повышение рейтинга
- Размещение информации (фотоматериалы, отчеты)
- Творческий отчет о внедрении проекта