Наталья Костромина
Проект «Бабушкины куклы»
▼ Скачать
Проект
«Бабушкины куклы»
Выполнили: Милавкина Татьяна Викторовна
воспитатель подготовительной к школе группы,
дети подготовительной группы, родители
Пояснительная записка
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Проект „Бабушкины куклы“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
В последние годы возросло внимание к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях национальной традиции. Воспитание целостной личности требует применение взаимосвязанных средств и различных форм влияния.
В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности: народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи.
Большой интерес у детей во все времена вызывает кукла. Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
В первую очередь кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы. Традиционно существовали народные куклы трех видов : оберёговая, обрядовая и игровая.
В русской культуре уживаются сакральная и игровая направленность. Отличительная особенность обереговой и обрядовой – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. При изготовлении игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая собственными руками, становилась своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Ориентиром в патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно - поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческо – продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
- воспитывать уважительное отношение к наследию своего народа.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
- стимулировать детскую активность через народные подвижные игры.
Развивать у детей:
- познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений;
Решение задач, позволило спрогнозировать следующий результат образования: это воспитанник, способный:
• чувствовать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей;
• проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своей Родины;
• способный решать интеллектуальные проблемы (задачи, адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;
• проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;
• воображать, придумывать; способный к поиску разных способов решения одной и той же задачи – креативный;
• проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в совершении поступков, в деятельности – инициативный;
• воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы, искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;
• понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.
Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием мною понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа, его культурой, традициями, обычаями.
Участники проекта :
- воспитатель: Милавкина Татьяна Викторовна
- дети подготовительной к школе группы
- родители
Продукт проектной деятельности :
- выставка тряпичных кукол разных видов
Презентация проекта :
- оформление выставки «Бабушкины куклы»;
- создание мини-музея «Бабушкины куклы»
Подготовительный этап:
1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет-ресурсы)
2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, ленты, тесьма, вата, синтепон)
3. Разработка плана по реализации проекта
Основной этап:
1. Экскурсия в музей «Русская изба»
2. Беседы: «Игрушки наших прапрабабушек»;
«Почему у народной куклы нет лица»
3. Рассказ воспитателя:
- История куклы «Кувадки»;
- История куклы «Бессонницы»;
- История куклы «Пеленашки»;
- История куклы «Ангелочек»;
- История куклы «Крупенички»;
- История куклы «Мартинички»;
- История куклы «Пасхальная голубка»;
- История куклы «День и Ночь»
4. Непосредственно образовательная деятельность:
- «Крестьянская игрушка»;
- «Бабушкины куклы»;
- «Изготовление народной тряпичной куклы»
5. Продуктивная деятельность (ручной труд) :
- куклы - «Кувадки», куклы – «Бессонницы», куклы – «Ангелочки», куклы –«Пеленашки», куклы – «Мартинички», куклы – «Крупенички», куклы – «День и Ночь», куклы – «Пасхальные голубки»
6. Оформление альбома «Народные тряпичные куклы»
7. Выставка творческих работ (детей, воспитателей, родителей)
Самостоятельная деятельность детей:
- изготовление тряпичных кукол по желанию
Совместная деятельность детей и родителей:
- совместное изготовление тряпичных кукол дома
Работа с родителями:
- консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
- сбор материала (ткань, нитки, ленточки, тесьма, вата и т. д.);
- организация выставки совместного творчества
Работа с педагогами:
- презентация проекта «Бабушкины куклы»;
- мастер-класс по изготовлению народных тряпичных кукол
Заключительный этап:
- выставка творческих работ детей, педагогов, родителей;
- создание мини-музея «Бабушкины куклы»
План реализации проекта «Бабушкины куклы»
Сентябрь
1. Экскурсия в музей «Русская изба»
2. История народной куклы
Октябрь 1. Беседа «Почему у народной куклы нет лица?»
2. Знакомство с народной куклой «Кувадка», ее история
3. Приготовление материала, рассматривание схемы изготовления куклы «Кувадки»
4. Изготовление куклы «Кувадки»
Ноябрь 1. История куклы «Бессонницы»
2. Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления
3. Изготовление куклы «Бессонницы»
4. Обыгрывание куклы «Бессонницы»
Декабрь 1. Знакомство с народной куклой «Пеленашка»
2. Беседа о кукле «Пеленашка»
3. Изготовление куклы «Пеленашки»
4.«Посиделки» (подведение итогов за месяц)
Январь 1.«Рождественский вечерок» (слушание, пение народных песен, народные игры, хороводы)
2. Изготовление куклы «Ангелочек»
3. Выставка всех тряпичных кукол
Февраль 1. История куклы «Крупенички»
2. Приготовление материала, рассматривание схем, эскизов изготовления
3. Изготовление куклы «Крупенички»
4. Обыгрывание куклы «Крупенички»
Март 1. История куклы «Мартинички»
2. Разучивание закличек про весну, приготовление материала
3. Изготовление куклы «Мартинички»
4. Досуг «Встреча весны» : пение закличек, хороводы, обыгрывание куклы «Мартинички»
Апрель 1. Красна горка: рассказ о Пасхе, история куклы «Пасхальная голубка»
2. Приготовление материала, рассматривание схемы (последовательность изготовления куклы «Пасхальная голубка»)
3. Изготовление куклы «Пасхальная голубка»
4. Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Игры с куклой «Пасхальная голубка»
Май 1. История куклы «День и Ночь»
2. Изготовление куклы «День и Ночь»
3. Куклы из «Бабушкиного сундука» (обыгрывание)
4. Музей кукол (оформление мини-музея «Бабушкины куклы»)
Предполагаемый результат.
- развитие интереса к традициям прошлого, к народной культуре, к тряпичной кукле;
- развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол;
- овладение технологией изготовления тряпичных кукол;
-развитие навыков сотрудничества в процессе изготовления тряпичных кукол;
- демонстрация знаний элементов народной культуры, стремление поделиться своими впечатлениями.