Наталья Федотова
Проект «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование
Селенгинский район
МБДОУ ЦРР детский сад №13 «Радуга»
Тема проекта :
«Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников»
Составила:
Н. И. Федотова
Учитель-логопед Iкв. категории
Февраль 2012г.
Аннотация к проекту
Публикация «Проект „Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у дошкольников“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь педагогов.
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, артикуляционная гимнастика и другие). Артикуляционная гимнастика одна из них. Знакомство детей артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно. Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Повторяя вместе с педагогом упражнения у детей развивается воображения, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции.
Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящие время.
Цель проекта : сформировать у воспитателей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов для развития артикуляционной моторики дошкольников.
Задачи:
1. Расширение и углубление теоретических знаний по разделу звуковая культура речи.
2. Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
3. Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
4. Апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по их использованию в воспитании правильного звукопроизношения.
5. Изучение, обобщение и внедрение в практику опыта коллег.
6. Развитие творческой инициативности детей, родителей и педагогов.
Гипотеза: Если в системе педагогической работы направленной на формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста, активно использовать артикуляционную гимнастику в игровых и нетрадиционных методах и приемах, то это более эффективно скажется на воспитание правильного звукопроизношения, повысит эмоциональный настрой к занятиям и другим формам работы.
Ожидаемый результат:
1. Использование нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.
2. Повышение квалификации, профессионального и педагогического мастерства педагогов.
3. Повышение рейтинга МДОУ.
Этапы реализации :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
Стратегия осуществления проекта :
1 этап: подготовительный.
Обследование детей, выявление нарушений звукопроизношения.
Подбор информации о значимости артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
Подготовка дидактических пособий и презентаций.
2 этап: основной.
Проведение артикуляционной гимнастики - включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. Правильное произношение звуков зависит от деятельности органов артикуляции, от подвижности и от деятельности гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности.
Беседы с воспитателями и родителями.
1. Работа с воспитателями – беседа о значимости артикуляционной гимнастики, рекомендациях по ее выполнению и проведению.
Цель: сформировать у воспитателей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения.
- Использовать в работе по подготовке речедвигательного аппарата традиционные и нетрадиционные средства развития в коррекционно-развивающей деятельности: Веселые истории для аритикуляционной гимнастики; сопряженная гимнастика или театр пальчиков и языка; авторские сказки; адаптированные сказки.
- Участие в районных и городских конкурсах по данной теме.
Цель: апробирование инновационных технологий и выработка рекомендаций по использованию артикуляционной гимнастики в воспитании правильного звукопроизношения. (Приложение №1)
2. Работа с родителями:
– консультации о значимости артикуляционной гимнастики для выработки правильного звукопроизношения;
- выступление на родительских собраниях «Что такое и для чего нужна артикуляционная гимнастика»;
- создание комплексов упражнений с учетом нарушенного звукопроизношения (индивидуально, вклеивается в тетрадь для домашних заданий);
- создание презентаций.
Цель: сформировать у родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики.
Подготовка презентаций артикуляционной гимнастики «Веселый язычок», для детей.
3 этап: заключительный.
Создание презентаций детьми совместно с родителями:
1. Работа с детьми – слайды по сказкам про весёлого Язычка.
Цель: выработка правильных артикуляционных поз, развитие подвижности органов артикуляции.
2. Задания родителям и детям – сочинение своих сказок про весёлого Язычка с использованием любимых артикуляционных упражнений;
3. Создание презентаций по сочинённым сказкам.
Цель: закрепление полученных навыков.
Итоговая диагностика артикуляционных навыков детей дошкольного возраста.
Родительское собрание «Подведение итогов по реализации проекта».
Обобщение опыта работы по проекту и представление его на итоговом Педагогическом совете, городском методическом объединении воспитателей дошкольных образовательных учреждений.