Марина Полякова
Программа по пластилинографии «Умелые ручки» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по пластилинографии (продолжение
II. Содержательный раздел
2.1. Календарный учебный план
Период обучения Основное содержание работы Кол-во часов
I
Октябрь
Ноябрь
(занятия 1-16)
Учить детей передавать изображе-ние посредством пластилиногра-фии. Учить выкладывать из тонких колбасок силуэт, делить их стекой, перекручивать. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых пред-метов, передавая их природные особенности, цвет. Закреплять уме-ние детей выполнять лепную кар-тину. 16
II
Декабрь, январь,
Февраль, март
Публикация «Программа по пластилинографии „Умелые ручки“ (продолжение)» размещена в разделах
(занятия 17-44) Побуждать детей передавать внеш-ний вид объекта (подбирать цвет, сопоставлять размер). Учить до-полнять работу элементами бросо-вого материала, использовать в ра-боте приёмы-углубленный рельеф (стекой, печатками) и налепы. За-креплять умение смешивать пла-стилин для получения нужного от-тенка. 32
III
Апрель, май
(занятия 45-62) Учить создавать выпуклые изоб-ражения из бумаги. Закрепить навыки создания полуобъёмного контура и заполнение его исход-ным материалом, навыки раскаты-вания, сплющивания и сглажива-ния. Поощрять инициативу и само-стоятельность в построении компо-зиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия. 18
2.2. Календарный учебный график
Содержание Возрастная группа
(6-8 лет)
Начало образовательного процесса 01.10.2019
Окончание образовательного процесса 28.05.2020
Продолжительность образовательного про-цесса 31 неделя
Количество занятий в неделю 2
Количество занятий в год 62
Продолжительность занятий 30 мин
Диагностика планируемых результатов 01.10.2018-12.10.2018
13.05.2019-24.05.2019
2.3 Содержание программы (тематическое планирование ОД)
№ Тема Программное содержание Кол-во часов
Октябрь
1 Мониторинг 1
2 "Гроздь
Рябины" Развивать у детей эстетическое вос-приятие природы и учить передавать посредством пла-стилинографии изображение. Учить детей отщипывать небольшие кусоч-ки пластилина и
скатывать маленькие шарики круго-выми движениями пальцев, выклады-вать из тонких колбасок силуэт гроз-ди рябины и сложный листик. 1
3 "Яблоки по-спели" Продолжать освоение приемов пла-стилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения детей аккуратно использовать пла-стилин в своей работе. 1
4 "Грибы-грибочки вы-росли в ле-сочке Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенно-сти, цвет. Напомнить детям о свой-ствах пластилина : мягкий, податли-вый, способный принимать заданную форму. 1
5 "Осенние де-ревья" Вызывать у детей эмоциональное, ра-достное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, произведений живописи. Вспомнить с детьми осенние приметы.
Продолжать знакомить детей с жан-ром изобразительного искусства – пейзажем. Обучать детей приемам работы в технике «пластилиногра-фия» : лепить отдельные детали – придавливать, примазывать, раз-глаживать границы соединения ча-стей. 1
6 "Кленовые листья" Учить детей приему «вливание одно-го цвета в другой». Закреплять зна-ния детей о колорите осени, получен-ные в процессе наблюдений за при-родой в осенний период времени; за-креплять умения детей в работе с пла-стилином на плоскости. Воспитывать чувство любви к красоте родной при-роды. 1
7 "Консервиро-ванные фрук-ты" Обобщать представления детей о фруктах, об их характерных особен-ностях. Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы по всему силуэту. Учить достижению выразительности через более точную передачу формы, цве-та, величины предметов и изображе-ния мелких деталей у фруктов: че-ренков, семян, чашелистиков. 1
8 "Ежик с гри-бами" Учить создавать выразительный и ин-тересный сюжет в полуобъеме, ис-пользуя нетрадиционную технику ри-сования пластилином. Совершенство-вать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в ра-боте различный бросовый материал. Развивать детское творчество. 1
Ноябрь
1 "Астры и хризантемы" Способствовать развитию у детей эс-тетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки рабо-ты с пластилином : скатывать длинные колбаски и делить их стекой на рав-ные части, перекручивать пластили-новые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластили-новой основы 1
2 "Осенний бу-кет для ма-мы" Развивать умение любоваться при-родными формами и преобразовы-вать их в декоративные. Учить созда-вать композицию из отдельных дета-лей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – рас-катывание, сплющивание, сглажива-ние.
Закреплять умение детей выполнять лепную картину, когда детали пред-метов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. 1
3 "Осенний лес"-коллективная работа Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем ко-лорите. Формировать познаватель-ный интерес к природе. Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилино-графии. Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – ко-роткий, толстый – тонкий. Продол-жать отрабатывать различные прие-мы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности. 1
4 "Божья ко-ровка, улети на небо" Формировать интерес к окружающе-му миру, реалистические представле-ния о природе. Учить использовать знания и представления об особенно-стях внешнего вида насекомого. Раз-вивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возни-кающие в ходе выполнения работы. 1
5 "Поздняя осень" Обеспечить развитие умение у детей самостоятельно передавать форму дерева. Способствовать формирова-нию навыков рельефной лепки. Спо-собствовать развитию умения созда-вать выразительную композицию (красиво размещать, соблюдая про-порции, строение). Способствовать развитию мелких движений пальцев при лепке элементов выпуклого узо-ра. 1
6 "Творю что хочу" (само-стоятельная деятельность детей) Развивать умение самостоятельно за-думывать сюжет картины. Учить за-давать вопросы, возникающие по хо-ду занятия. Закреплять умения оцени-вать работу сверстников и свою, ра-доваться успехам других. 1
7 «Букет для мамы» (2 заня-тия) Создавать основу композиции – кор-зинку, переплетая колбаски коричне-вого и белого цвета в шахматном по-рядке. Формировать композиционные навыки. Воспитывать любовь и ува-жение к близким людям, желание до-ставлять радость своей работой/ 1
8 «Букет для ма-мы» Развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные.
Учить создавать композицию из отдельных деталей, используя
имеющиеся умения и навыки работы с пластилином –
раскатывание, сплющивание, сглаживание.
Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, ко-гда детали предметов сохраняют объ-ем и выступают над поверхностью основы.
Развивать умение любоваться при-родными формами и преобразовать их в декоративные. Учить создавать композицию «корзина с цветами» из отдельных деталей (используя при-родный материал, бросовый матери-ал и пластилин. Закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. 1
Декабрь
1 "Снеговик" Закреплять умение работать с пласти-лином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Разви-вать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. 1
2 "За окошком снегири" Обобщить представления детей о зи-мующих птицах. Разобрать особенно-сти внешнего вида снегиря. Побуж-дать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопо-ставлять размер. 1
3 "Зимняя кар-тина" Ознакомить детей с понятием "пей-заж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выра-зительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. 1
4 "Снежинка" По беседовать с детьми о зиме. Фор-мировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей вы-ражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их переда-вать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоя-тельность в создании снежинки с по-мощью пластилина. 1
5 "Снегурочка" Учить детей лепить фигуру человека. Закрепить умения лепить мелкие де-тали, создавать образ, соответствую-щий персонажу Снегурочки. Разви-вать фантазию, творческое воображе-ние детей, образное мышление, мел-кую моторику рук. Воспитывать и развивать интерес к персонажам рус-ского фольклора и сказок. Проявлять аккуратность в работе с пластилином.
1
6 «Зима в лесу» Ознакомить детей с понятием «пей-заж». Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изоб-ражаемым объектам.
Воспитывать интерес к природе в разное время года. 1
7 "Игрушка новогодняя" Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпук-лым изображением. Развивать твор-ческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика. 1
8 "Елка ново-годняя огонь-ками светится " Закреплять умение использовать в работе нетрадиционную технику изображения – пластилинографию; добиваться реализации выразитель-ного,
яркого образа, дополняя работу эле-ментами бросового материала (блестки); Воспитывать самостоятель-ность. 1
Январь
1 «Ёлочка» Учить лепить объёмную игрушку, ис-пользуя формы: валик, диск, шарик; вырезать уголки стекой из диска (крона ёлочки). Развивать интерес к лепке объёмной игрушки, воспиты-вать аккуратность в работе с пласти-лином. 1
2 «Снегирь» Учить лепить птицу по представле-нию, передавая характерные особен-ности, используя формы: шарик, кол-баска, лепёшка. Развивать умение находить способы лепки, средства выразительности. 1
3 «Декоратив-ная пластина в подарок» Учить лепить основу поделки- пла-стину определённой формы. Исполь-зуя стеку и налепы украсить пласти-ну. Развивать творческие способно-сти. 1
4 «Филин» Подводить детей к созданию вырази-тельного образа посредством объёма и цвета. Продолжать учить детей пе-редавать характерные особенности птицы в пластилинографии. Развивать интерес к художественной деятельно-сти. 1
5 «Посуда» Продолжать учить создавать предме-ты с натуры, передавая их характер-ные особенности, использовать раз-ные приёмы лепки посуды (из жгутов, пластин) Развивать творческие спо-собности детей. 1
6 «Девочка» Продолжать учить лепить по частям, плотно соединять части предмета, ис-пользуя приёмы- углублённый рельеф (стекой, печатками) и налепы. Разви-вать желание работать над вырази-тельностью образа. 1
Февраль
1 «Душистый снег» Учить изображать ветку дерева с по-мощью пластилина; создавать компо-зицию из отдельных деталей, исполь-зуя умения и навыки работы с пла-стилином-раскатывание, сплющива-ние, сглаживание. Развивать желание передавать красоту природы в своём творчестве. 1
2 «Клоун» Учить лепить предмет по представле-нию; передавать особенности формы, пропорции движение, характерные особенности. Развивать память, твор-ческие способности. 1
3 «Ёжик» Развитие у детей познавательного ин-тереса к природе, представление о за-висимости существования конкретно-го животного от условий окружаю-щей среды. Закрепить навыки работы с пластилином : создание полуобъем-ного контура и дальнейшее его за-полнение исходным материалом для целостного восприятия объекта. Раз-вивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросово-го материала. 1
4 "Сердечки-валентинки" Побуждать детей к изготовлению по-дарков для близких. Развивать твор-ческое воображение. фантазию, мел-кую моторику рук. Формировать навыки
самостоятельной работы. 1
5 «Пингвинчик» Познакомить детей с представителем животного мира самой
холодной природной зоны – пингвином.
Передавать характерное строение птицы, соблюдая
относительную величину частей.
Закреплять усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание и др.)
Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение.
Познакомить детей с представителем животного мира самой холодной климатической природной зоны- пингвином. Передать характерное строение птицы, соблюдая относи-тельную величину частей. Закреплять усвоенные приёмы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглажи-вание и др.) Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение. 1
6 "Галстук для папы" Систематизировать знания о защит-никах Отечества: лётчиках и моряках, танкистах и пограничниках.
Развивать речь, память, внимание, ак-тивизировать словарный запас.
Воспитывать чувства гордости за нашу Родину, чувства любви к ней, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Побуждать детей к изготовлению по-дарков для близких. Развивать твор-ческое воображение. 1
7 «Городец- удалец» Продолжать знакомство с городецкой росписью. Учить изображать элемен-ты росписи при помощи пластилина. Развивать чувство композиции, уме-ние красиво располагать узор на за-данном силуэте. Закрепить умение смешивать пластилин разного цвета для получения нужного оттенка. Раз-вивать интерес к народному творче-ству. 1
8 «Подснеж-ник» Воспитывать эмоциональную отзыв-чивость к событиям, происходящим в жизни в определённое время года (весна, подснежники); осваивать спо-соб создания образа посредством пластилина на горизонтальной плос-кости; закреплять навыки раскатыва-ния, примазывания; испытывать чув-ство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки. Воспи-тывать самостоятельность. 1
Март
1 "Украшение для мамы" Учить детей создавать декоративные композиции: украшения (бусы, куло-ны, броши).Развивать творческие способности, умение находить спосо-бы лепки, средства выразительности. 1
2 «Ромашки для мамочки» Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить позна-вательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности вос-приятия работы. Продолжать знако-мить детей со средствами вырази-тельности в художественно- творче-ской деятельности: цвет, материал, со-ставление композиции. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. 1
3 «Мимоза» Учить детей совмещать в работе пла-стилин, природный материал, бумаж-ные салфетки; складывать прямо-угольник из салфетки пополам и надрезать ножницами бахрому (для цветов). Развивать фантазию, творче-ские способности. 1
4 «Павлин» Продолжать закреплять навыки рабо-ты с пластилином на плоском, созда-вая изображения в полуобъёме. Учить добиваться выразительности и не-обычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов бросового ма-териала. Развивать аккуратность в работе с пластилином 1
5 "Фиалочки в горшке" Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, укрепить позна-вательный интерес к природе. Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности вос-приятия работы. Продолжать знако-мить детей со средствами вырази-тельности в художественно – творче-ской деятельности: цвет, материал, составление композиции. Воспиты-вать аккуратность, самостоятель-ность. 1
6 «Кактус в горшочке» Расширять представления детей о комнатных растениях, развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посред-ством пластилинографии. Учить ис-пользовать возможности бросового материала для придания объекту за-вершённости и выразительности. 1
7 "Весна идет, весне дорогу" Формировать у детей интерес к про-буждающейся весенней природе. За-креплять умение и навыки детей в ра-боте с пластилином. Продолжать раз-вивать мелкую моторику рук. 1
8 "Тюльпаны" Познакомить детей с весенними цве-тами – тюльпанами. Продолжать зна-комить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией; учить создавать выразительный образ посредством передачи цвета и объёма. Закреплять умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скаты-вание пальцами, размазывание на ос-нове, разглаживание готовых поверх-ностей. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес к пробуждающейся весенней природе. 1
Апрель
1 «Червячок в яблочке» Способствовать пониманию детей связи между средой обитания и кон-кретных живых существ. Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина. Развивать творческое воображение детей, учить их внимательно всматриваться в окружающий мир.
2 «Астры» Учить создавать выпуклые изображе-ния из бумаги на горизонтальной по-верхности. Воспитывать бережное от-ношение к окружающему миру, раз-вивать художественно- образное мышление. 1
3 «Панда» Развивать познавательный интерес к природе, о зависимости существова-ния конкретного животного от усло-вий окружающей среды. Закрепить навыки работы с пластилином : созда-ние полуобъёмного контура и запол-нение его исходным материалом. Раз-вивать специальные трудовые умения при использовании в работе бросово-го материала. 1
4 «Рыбки в ак-вариуме» Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей. Учить создавать вырази-тельный и интересный сюжет в полу-объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы- рисова-ние пластилином. 1
5 "Бабочки, жучки"
коллективная работа Обобщить представление о насеко-мых. Развивать умение работать в коллективе дружно и аккуратно, творческое и образное мышление де-тей. Поощрять инициативу детей и желание дополнить композицию. 1
6 «Цветущая веточка» Развивать у детей эстетическое вос-приятие, любовь к природе, желание передать ее красоту в своём творче-стве. Изображать ветку цветущего де-рева с помощью пластилина. Созда-вать композицию из отдельных дета-лей, используя имеющие умения и навыки работы с пластилином- раска-тывание, сплющивание. 1
7 "Волшебное яичко" Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями, познакомить со значением новых слов, развивать творческие способно-сти, воспитывать уважение к традици-ям русского народа. Развивать у де-тей эмоциональное восприятие окру-жающего мира. Поощрять инициати-ву и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить ри-сунок по теме занятия. 1
8 "Божья ко-ровка на ро-машке"
Вызвать интерес к окружающему ми-ру, формировать реалистические представления о природе. Использо-вать знания и представления об осо-бенности строения насекомых в своей работе. Воспитывать умения с помо-щью взрослого находить ответы на вопросы в ходе работы. 1
Май
1 "Весенняя полянка"
коллективная работа
Вызвать у детей эмоциональное ра-достное отношение к весенней при-роде средствами художественного слова, музыки, произведений живопи-си. Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзажем. Продолжать лепить кар-тинку из отдельных деталей – при-давливать, примазывать, разглажи-вать границы соединения частей. Расширять умения применения раз-нофактурный материал для вырази-тельности картинки. 1
2 "Незабудки" Продолжить знакомство детей с ми-ром природы. Закрепить умение ска-тывать пальчиком короткие отрезки в шарики кругообразными движения-ми. Стимулировать активную работу пальцев рук. 1
3 «Разные ко-ты» Учить лепить животное по представ-лению, передавая характерные осо-бенности внешнего вид; и использо-вать раскатывание, сглаживание. Раз-вивать творческие способности детей. 1
4 "Землянич-ка" Закреплять познавательный интерес к природе. Продолжить обучение со-зданию композиции из отдельных де-талей, добиваясь целостности воспри-ятия картины. Способствовать разви-тию формообразующих движений рук в работе с пластилином. 1
III Организационный раздел
3.1. Материально-техническое обеспечение
- пластилин (разных цветов);
- пластиковые дощечки для выполнения работ;
- стеки;
- картон (однотонный и цветной, плотный;
- бросовый материал - для создания игровых фантазийных изображений: бума-га разной фактуры, фантики от конфет, семечки, зернышки, пуговицы, пакети-ки, бусины и т. д.
3.3. Список рекомендуемой литературы
1. Савушкин С. Н. «Чудо-дерево» Учебно-методическое пособие для совмест-ной досуговой деятельности детей и взрослых «Мастерилка» №03.2016
2. Московка О. С. «Лепим птиц леса» Учебно-методическое пособие для сов-местной досуговой деятельности детей и взрослых «Мастерилка» № 08.2016
3. Савушкин С. Н. «Пластилин и палочки» Учебно-методическое пособие для совместной досуговой деятельности детей и взрослых «Мастерилка» № 09. 2015
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. «Животные и птицы» Издательство «Скрипторий-2003» 2017.-85 стр.
5. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» Пластилинография. 2003, 2017.- 80 стр.
6. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. Издательство «Скрипторий-2003» 2017,- 30 стр.
7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательство: «ТЦ Сфера» Москва 2007
8. Морозова О. А. «Волшебный пластилин» Изобразительное искусство и ху-дожественный труд. Издательство:
«Мозайка-Синтез», 2016,-25 стр.
9. Грибовская А. А. «Лепка в детском саду» Издательство: «ТЦ Сфера» Альбом для детского художественного творчества.
10. Колдина Д. Н. «Рисование с детьми 6-7 лет». Сценарий занятий. -М. : Мо-зайка-Синтез, 2017 .-128 стр.