Галина Носова
Опыт работы «Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста» (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
2. Описание изменений в образовательном процессе:
2.1. Содержательно-технологический блок опыта работы
Формирование игровых умений у детей младшего дошкольного возраста – важнейшая задача педагогической работы в детском саду. Формировать игровые умения у младших дошкольников, нужно при комплексном руководстве, включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий : обучающие игры, игровые ситуации, ознакомление с окружающим в активной деятельности детей, обогащение игрового опыта детей посредством действия с игрушками, дидактическими играми, взаимодействия со сверстниками, организацию предметно-развивающей среды.
Публикация «Опыт работы „Игровые технологии как средство формирования игровых умений у детей младшего дошкольного возраста“ (2 часть)» размещена в разделах
Для решения поставленных задач по данной теме, работа организована в 2-х направлениях: с детьми и родителями. Составлен перспективный план работы по формированию игровых умений у младших дошкольников, разработаны конспекты различных видов деятельности (дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, сценарии родительских собраний, практический материал по использованию игр-драматизаций, консультации для родителей.
В процессе работы, большое внимание уделялось формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, приёмам общения, развивалось умение анализировать причины конфликтов и вырабатывалось умение самостоятельно их регулировать.
Уже трех-, четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. С этой целью были проведены кратковременные коллективные беседы с детьми: «Каждая игрушка живёт в своём домике», «Как мы играем», «Самый лучший помощник».
В начале года часто использовались в работе фронтальные игровые моменты. Это игры типа "Хороводные ”, "Догонялки” и "Выдувание мыльных пузырей”.
Работа по формированию игровых умений младших дошкольников строилась с сюрпризных моментов, внесения новой игрушки, загадок, действия с этой игрушкой. Затем с установления взаимоотношений детей друг с другом, умения договариваться, подбирать атрибуты, выбирать место игры и роль. Дети учатся играть по правилам, выполнять игровую задачу. Чтобы у детей имелись представления о труде взрослых, проводились экскурсии по детскому саду и с помощью родителей ( например: посещения аптеки, магазина, парикмахерской, кафе, больницы).
Следующий этап в работе введение проблемных ситуаций, введение новых персонажей, ролей, соединение 2-3 сюжетов в одной игре. Дети к концу второй младшей группы охотно вступают во взаимодействие со сверстником, проявляют активность, самостоятельность, творчество. У дошкольников в игре проявляется внимание к партнерам, взаимопомощь.
По-прежнему любимыми остаются у детей игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В дидактических играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру вместе с детьми, показывала пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Зачастую в игру включала куклу-младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
Художественная литература универсальное образовательное средство и одна из форм партнерской деятельности взрослого с детьми: игровой, продуктивной, поисково – познавательной, исследовательской. Чтение отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть», «Айболит» К. И. Чуковского, рассматривание с детьми иллюстраций к книге К. Чуковского «Айболит», помогли в развитии сюжетной игры «Больница для игрушек». У детей пополнились ранее полученные знания о труде врача, они познакомились с трудом мед. сестры, общаясь у них развивается речь. Формировала у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировала творческую активность детей в игре; обучила новым игровым действия, умениям обращаться с атрибутами-игрушками медицинского назначения. Провела экскурсию с детьми в кабинет мед. сестры. Совместно с детьми изготавливала картотеку карточек, бланков рецептов и др. Организовала открытый показ для родителей сюжетной игры «Больница для игрушек». Подготовила презентацию этой игры для окружного конкурса методических разработок «Волшебные ключи игры», номинация: «Лучшая сюжетно-ролевая игра»
В игре «Строим дом»- знакомила детей со строительными профессиями, обращала внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научила детей сооружать постройку несложной конструкции. Обогащала игровой опыт детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Поощряла попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Развивала умение общаться, договариваться друг с другом.
В игре «День рождение куклы» - знакомила детей с правилами сервировки стола, с правилами поведения за столом, со столовой посудой; развивала умение правильно находить и отбирать посуду для чаепития, обогащала содержание игр, способствовала развитию игровых умений, объединению детей для совместных игр, обогащала словарный запас. Развивала умение действовать с игрушками, выполнять несколько взаимосвязанных действий.
В сюжетно-ролевой игре «Семья»- обогащала социально- игровой опыт между детьми; развивала игровых умений по сюжету «Семья»; закрепляла представления детей о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомила детей с разной посудой : кухонной, столовой и чайной. Беседовала о бережном отношении с игрушками. Формировала умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.
В игре «Магазин»- знакомила детей с работой продавца, прививала элементы навыков социального общения. Развивала умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.
Перед тем, как начать играть в игру «Детский сад»- провела экскурсию по детскому саду. Понаблюдали за трудом: мед. сестры, повара, кладовщика, прачки, помощника воспитателя. Побеседовала с детьми на тему: «Кто заботится о нас в детском саду». Почитала детям: А. Барто «Игрушки», Н. Кашнина «Первый день в детском саду», Е. Благинина «Ясочкин садик», «Школа для воспитанных детей», Раздел «В детском саду»
Постоянно усложняю и обогащаю предметно-развивающую среду и способствую возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, вказок, песенок, стихов). Обогащаю игровые умения, опыт детей посредством чтения художественной литературы, бесед, рассматриванием картин, экскурсий, непосредственного участия в играх, оказания своевременной помощи советом, показом.
Дети с удовольствием выбирают роли, игрушки, стали более самостоятельными, умело действуют предметами. Умеют взаимодействовать друг с другом, бывают конфликты, могут не поделить игрушку, но развиваю умение не обижать друга, а уступить ему.