Светлана Кравченко
Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности
▼ Скачать + Заказать документы
Некоторые дети развиваются гораздо быстрее других и уже в школьные годы проявляют необыкновенные умственные способности. Его основные признаки - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способностей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природа такое чудо!
Детский сад является начальным звеном в общественной жизни ребенка. Вступая в его коллектив, ребенок учится тонкостям контактов с окружающими его людьми. Одаренные дети быстро улавливают свое преимущество перед другими детьми. Благодаря этому они занимают в коллективе лидирующие позиции или отталкивают от себя сверстников.
Публикация «Проблемы развития одаренности и нравственного становления личности» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Приобретая статус лидера, ребенок становится социально значимой личностью. Он чувствует груз своей ответственности, стремясь больше времени проводить с другими детьми. Иногда коллектив превращается в отдельный круг детей, например, когда одаренный ребенок начинает подсказывать педагогам о нуждах других детей.
Иногда встречаются ситуации, когда родители, заметив неординарные способности у ребенка, начинают воспитывать его, допуская серьезные ошибки. Они начинают ставить своего ребенка выше его сверстников, постоянно твердя малышу об его уникальных возможностях. Это неверно. В первую очередь, ребенок должен стать частичкой общества, а уже потом раскрывать собственную исключительность.
Из-за ошибочного воспитания, дети начинают негативно вести себя в детском саду. Они отвергают весь коллектив, причем это происходит по собственному желанию. Такой ребенок держится в стороне, не интересуясь проблемами и поведением окружающих.
В нашем саду к талантливым детям особое внимание: участие в конкурсах, например «В мире сказок», «Шедевры Крошек» индивидуальная подготовка, в области изобразительного искусства,физической подготовки. Дошкольники нашего сада не раз становились призёрами и победителями в конкурсах. В своей работе с детьми дошкольного возраста я обратила внимание на проблемы одаренных детей. С помощью методик «Я-звезда», «Лесенка», «Мой друг» я выявила коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму,эгоцетризм, что существенно снижает достижения одаренных детей в тех видах деятельности, которые которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. Для преодоления коммуникативных трудностей мною были проведены групповые игры. Некоторые родители обнаружив талант ребенка с жаром начинали его развивать, ограничивая другую деятельность, игры, общение с детьми, считая, что это навредит ребенку. С удовольствием приглашала родителей на консультации, которые выражали свою благодарность в правильном воспитании своих талантливых детей. В силу природной любознательности и стремления к познанию одарённые дети нередко монополизировали внимание педагога, родителей и других взрослых. Это вызывало трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания.
На протяжении учебного года я замечала, что талантливые дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. У девочки подготовительной группы, например,выявляются также недостаточный уровень ответственности, протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша, неуспеха. В своей беседе с данной девочкой с удовольствием выслушивала ее доводы, мнения,благодаря нашей полемике добивались положительного результата.
Супер ребенком быть очень тяжело. Надо постоянно оправдывать чьи-то ожидания, чаще всего родителей. Заметив способности малыша, многие мамы вкладывают в развитие чада не только средства, но и жизнь, особенно напирая на то, чтобы ребенок интеллектуально опережал сверстников. Огромная одаренность, гениальность-это отклонение от нормы в строении мозга, психики. Виктория Юркевич, известный детский психолог, долгое время изучавшая одареность детей, утверждает, что в 4 года ребенок обнаруживает половину своих интеллектуальных способностей,которые проявятся позже, в шесть лет -70 процентов, а в восемь-90. Я согласна с высказываним Елены Авдотьины, доктором педагогических наук «Не стоит отбирать у детей детство».
Поскольку одарённые дети более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи, они склонны к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим. Одарённый ребёнок более уязвим, он часто воспринимает слова или невербальные сигналы как проявления неприятия себя окружающими. Страх ошибки, взрослым необходимо не только быть сдержанными в порицании неудач ребенка, но и контролировать проявления собственных негативных эмоций.
Одаренным детям свойственны проблемы саморегуляции – занимаются только той деятельностью, которая достаточно интересна для них. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация. Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие.
Хотелось бы отметить проблему толерантности окружающих к одаренному человеку. Одаренные люди как правило яркие индивидуальности, а большинству людей признать право за другим человеком быть «другим» бывает очень трудно. Но и одаренному человеку порой трудно принять, что вокруг другие люди, не похожие на него. Природа экспериментирует на одаренных. Порой неудачно. Те кто платит своим здоровьем и жизнью за прогресс человечества, за то, что оно с каждым поколением становится умнее, заслуживают большого сочувствия, защиты и заботы общества. Например, многим известна трагическая судьба юной поэтессы Ники Турбиной. С четырех лет девочка надиктовывала маме полные недетсих переживаний стихи. Но, когда она перестала быть «маленьким чудом», интерес публики уга. Привыкшая к популярности и не получая желаемого, Ника стала неуправляемой. наркотики, вино, попытки самоубийства. Она погибла, упав с подоконника. Если вы и ваши дети- «как все», - ваше счастье. Но прогресс двигают, как правило не такие, «как все».Наш долг-поддержать их хотя бы потому,что им трудно.
Мне хотелось показать, что «одаренные дети» — это не единый монолит. Психологические механизмы, стоящие за яркими достижениями и высокими способностями в детстве, могут иметь разную природу, а часто возникающие у одаренных детей проблемы в поведении, общении и обучении не являются следствием самой одаренности. Поэтому и методические подходы в работе с одаренными детьми будут различаться.
В заключение подчеркну, что проблемы, имеющиеся в развитии, воспитании и обучении одаренных детей, являются фактором, блокирующим развитие способностей, не позволяющим раскрыть творческий потенциал ребенка и даже нивелирующим уже имеющуюся одаренность.
Высокие способности — это тот плацдарм, на котором одаренность может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребенка, к вопросу формирования его личности, его человечности. Без этого можно вырастить Виртуоза, но не Творца.
Поэтому, если бы мне предложили выбрать эпиграф к моей работе, я привела бы цитату из книги Эрики Ландау «Одаренность требует мужества» : «Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является. Не одаренность становится «драмой», а запущенность тех сторон детской личности, которые оказываются невостребованными. Развивать надо не только специфическое дарование. Необходимо учитывать всю личность, ее эмоциональные, интеллектуальные, художественные и социальные способности. Когда одаренному ребенку помогают подобающим образом, он не бывает проблематичным».