Ольга Романова
Проблема качества дошкольного образования
▼ Скачать
Качество дошкольного образования это характеристика системы дошкольного образования, которая отражает уровень соответствия реальных результатов в образовании с требованиями нормы.
Проблема улучшения качества дошкольного образования достаточно актуальная тема, поскольку происходит модернизация дошкольного образования, которая предполагает координационных решений на разных стадиях и ступенях системы дошкольного образования.
Публикация «Проблема качества дошкольного образования» размещена в разделах
В настоящее время цель улучшения системы оценки качества дошкольного образования оптимизация управления качеством дошкольного образования. Важно совершенствовать оценку качества образования и организовывать регулирующие процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры этого качества.
Богуславская Т. Н. характеризует опыт оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации такими отрицательными факторами, как:
1. Нынешняя система оценки качества ДО ориентирована в первую очередь на «оценку образовательных условий дошкольной образовательной организации, а не на оценку результативности дошкольного образования в дошкольном учреждении, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка» [1]. Разработанные параметры оценки муниципалитетом не подходят ДОО, это связано с тем, что происходит ориентация на школу, а причиной является то, что в ДОО сложно диагностировать новообразования, а также сложно найти способы диагностики учебных умений.
2. Система оценки качества дошкольного образования в большей мере ориентирована на оценку образовательных условий, а не формы дошкольного образования.
3. Система оценка качества дошкольного образования выступает чаще всего в функции ревизора, а не института развития дошкольного образования, кроме того варианта, когда осуществляется конкурсная и грантовая поддержка дошкольных образовательных учреждений.
Из этого следует, что необходимо создавать и совершенствовать систему оценку качества образования для содержательной и организационной регулировки процессов обеспечения и повышения качества дошкольного образования посредством процедуры оценки качества.
Парамонова Л. А., Алиева Т. И. обозначили проблему потребности создания главных подходов к оценке качества образования. Они отмечают, что данные подходы должны быть одинаковы для педагогов и для контролирующих инстанций [3].
Богуславская Т. Н. выделяет следующие функции муниципальной системы независимой оценки качества :
1. Инструктивно-методическая. Создание параметров оценки учреждений разных форм, которые оказывают образовательные услуги.
2. Контрольная. Организация проведения оценочного процесса ДОО.
3. Аналитическая. Сбор и анализ данных по дошкольному образовательному учреждению, построение рейтинга дошкольных образовательных учреждений.
4. Информационная. К данной функции относится сообщение основных тенденций развития качества образования муниципалитету, другим дошкольным образовательным учреждениям, родителям, а также организация преемственности детский сад – школа.
Оценка качества образования в дошкольных образовательных учреждениях многоуровневая система. Каждый уровень оценки обладает своим объектом оценки, а эксперт должен четко осознавать на каком уровне и что именно отслеживается.
К показателям оценки качества дошкольного образования Зебзеева В. А. относит следующие показатели:
• психическое развитие ребенка;
• качество образовательных условий;
• опосредованные показатели психического развития ребенка;
• здоровье ребенка [2].
Фтенакис В., Текстор М. Р. И др. ввели понятие «педагогическое качество», оно опирается на такие категории, как: благополучие дошкольника и вероятность развития в разных сферах (движения и координация тела, эмоционально-чувственная, социальная, интеллектуальная сферы); поддержка семьи в отношении психологической грамотности.
Также к оценкам качеству дошкольного образования можно отнести удовлетворение потребности в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении; сохранение, развитие и коррекция здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении; выбор дошкольного образовательного учреждения основной программы обучения и воспитания.
Таким образом, все параметры оценки качества дошкольного образования можно обобщить и представить следующими видами деятельности:
1. Образовательная. Оценка уровня качества программ образования и их методического обеспечения.
2. Развивающая среда. Оценка уровня оснащения предметно-пространственной среды.
3. Психологический климат в дошкольном образовательном учреждении.
4. Здоровьесберегающая деятельность.
5. Удовлетворение потребности общества в услугах дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого, можно сформулировать общие критерии оценки качества работы ДОУ :
• благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении;
• готовность дошкольного образовательного учреждения к сохранению, развитию и коррекции здоровья дошкольника;
• ориентация дошкольного образовательного учреждения на успешность пребывания дошкольника на следующей ступени образования;
• удовлетворение потребностей общества в наличии и предоставляемых образовательных системой дошкольных образовательных учреждений.
К основным методам оценки качества образования относится следующие :
• изучение материалов самоанализа, нормативной правовой документации;
• анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения программы обучения и воспитания;
• наблюдение;
• анализ предметно развивающей среды;
• анализ планирования;
• анализ результатов диагностики.
Оценка качества дошкольного образования предполагает несколько этапов работы:
• определение показателей качества;
• определение критериев оценки;
• определение шкалы уровней достижения качества;
• разработка инструмента;
• сбор, анализ, трактование данных;
• распространение полученной информации;
• организация обсуждения;
• подготовка рекомендаций.
Таким образом, оценка качества образования сложный процесс оценки нескольких уровней.
Список использованных источников
1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012. № 4.
2. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом : их педагогический потенциал //Научно-исследовательские публикации. – 2014. № 8 (12). – С. 161-166.
3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. М. : ТЦ Сфера, 2014. 161 с.