Светлана Кошевая
Привитие ребенку культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Что следует знать о привитии ребенку культурно-гигиенических навыков? Дошкольный возраст – это наилучший период для закрепления на всю жизнь привычки к чистоте. Дошкольник может успешно усвоить все остальные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро.
Публикация «Привитие ребенку культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
Большинство детей к пяти годам уже умеют самостоятельно умываться. Для выработки и закрепления этого навыка ребенку необходимо помочь : научить закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, хорошо их ополаскивать, смывать мыло, досуха вытираться только личным полотенцем. Нужно несколько раз показать ребенку, где постоянно должно висеть его полотенце. Не стоит торопить ребенка, если поначалу он на умывание тратит много времени.
Если навык мытья рук и умывания не закрепить в этом возрасте, в дальнейшем у вас будет много хлопот.
Главное для приобретения гигиенических навыков – пример взрослых. Если делать гимнастические упражнения, а затем принимать душ, то ребенок будет делать так же (при невозможности принять душ, стоит приучать детей по утрам мыться до пояса). Дети должны усвоить привычку по вечерам ежедневно умываться и чистить зубы. Дошкольник способен самостоятельно пользоваться носовым платком, который хранится у него в определенном месте. Никогда не следует ругать ребенка за утерянный носовой платок.
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательное воздействие педагогов и родителей на малышей должны быть едиными, постоянными и последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми должно строиться на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства – жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.
Эффективным средством воспитания являются правильно организованный режим занятия, игры, разнообразная самостоятельная деятельность, если воспитатель активизирует деятельность детей, их познавательные интересы, ненавязчиво, но целенаправленно помогает им строить правильные взаимоотношения друг с другом.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам. Но ее значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
С дошкольного возраста дети должны усвоить определенные правила: нельзя класть локти на стол во время еды; есть надо с закрытым ртом, не спеша, тщательно пережевывая пищу; бережно относиться к хлебу и другим продуктам; правильно пользоваться столовыми приборами. Овладение культурой еды – нелегкое для дошкольников дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, аппетитом, опрятно.
В воспитании культурно гигиенических навыков первостепенное значение имеет пример, поэтому воспитатель важный и действенный пример для подражания – его внешний облик, поступки и суждения, вежливость и спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и, прежде всего, к детям.