Овчарова Лариса
Приобщение к основам казачьей культуры. Конспект занятия «Чтобы нам не болеть»
▼ Скачать + Заказать документы
Советы педагогам:
Возможные методы и приемы:
- занятия по ознакомлению с фольклором
- работа краеведческого кружка
- экологические занятия
- рассматривание картин и иллюстраций из альбома «Донской край Иловля»
- проведение серии занятий из цикла по ознакомлению дошкольников с казачеством
- сохранение межпоколенческих связей
Публикация «Приобщение к основам казачьей культуры, Конспект занятия „Чтобы нам не болеть“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Использование этих методов и приемов позволит активизировать работу по ознакомлению детей с жизнью донского казачества, воспитанию любви к народному краю, казачьим традициям; повысить эффективность экологического образования дошкольников.
Занятие по приобщению детей младшего дошкольного возраста к основам казачьей культуры.
Тема: Чтобы нам не болеть
Цель: приобщать детей к истокам и традициям донских казаков; используя песенки –
потешки, загадки, пословицы и подвижные игры, воспитывать у детей
потребность в здоровом образе жизни; закрепить знания о лекарственных
растениях родного края (Иловлинского района, учить узнавать их по
внешнему виду, воспитывать бережное отношение к природе родного края;
формировать у детей положительные эмоции; развивать зрительную память,
воображение.
Действующие лица: Хозяюшка, домовенок – Кузя (кукла)
Материал: кукла домовенок – Кузя, костюмы казачьи для детей и для Хозяюшки,
молоко, мед, масло, мыло, мочалка, расческа, лекарственные растения в
баночках, (шиповник, боярышник, малина, душица, подорожник,
ромашка, мята, загадки о лекарственных растениях, самовар, игрушка –
корова, баранки.
Хозяюшка: Здравствуйте, детишки мои милые! Милости просим ко мне курень.
Живи, курень, здорово, живи богато!
Чтобы стало тепло, чтобы было светло!
В старину бывало на Дону: как заканчивали казаки работу, собирались они вечерами, беседовали, сказки сказывали, а в горнице было тепло, светло и чисто.
Дети: Наша – то хозяюшка сметлива была,
Всем в избе работушку к празднику дала:
Чашечка собачка моет язычком,
Мышка собирает крошки под столом,
По столу котище лапою скребет,
Половицу курочка веником метет.
Хозяюшка: Спасибо, ребятушки, я свой дом содержу в чистоте и порядке. У меня
каждая вещь на своем месте. Ну да ладно! Всем ли места хватает? Все ли
здесь?
(из-за печки выглядывает домовенок Кузя, у него перевязано горло)
Кузя: мне не хватило места! Позабыли меня, позабросили. Конечно, ни и кого
заботушки обо мне нет, болей, Кузя, сколько хочешь!
Хозяюшка: Здравствуй, Кузя! Что с тобой приключилось?
Кузя: Апчхи! Апчхи!
У меня печальный вид,
Голова моя болит.
Я чихаю, я охрип.
Болею я хвораю.
Хозяюшка: а что у тебя болит?
Кузя: Все болит, везде болит. Работать хочу, а не могу. Потому за печкой сижу. На
ребяток смотрю.
Хозяюшка: Ребята, помогите Кузе избавиться от боли, от хвори.
Дети: У волка боли
У медведя боли
А у Кузи заживи.
А Кузины хвори
Уйдите за море.
Хозяюшка: Кузя, а вот наши ребята не болеют! Мы и тебя научим не болеть. А пока
нужно подлечиться. Кто из вас, ребята, знает, как можно вылечить Кузю?
Дети: Надо слушать советы врача, пить лекарства, полоскать горло, пить отвары
лекарственных трав, делать уколы.
Хозяюшка: Это, конечно, правильно, но таблеток у нас нет, и уколы мы делать не
умеем.
Дети: Тогда надо Кузю напоить горячим молоком с медом и маслом, надо его
сводить в баню попариться, заварить лекарственную траву – ромашку.
(дети обращаются к корове Буренке)
Дай, молочка, Беренушка!
Хоть капельку, на донышке!
Надо Кузю напоить,
Надо Кузю подлечить.
Дай и сливок ложечку,
Творогу немножечко.
Всем дает здоровье
Молоко коровье!
(Кузе дают молоко. Он пьет, улыбается)
Кузя: Вот спасибо, ребятки, мне стало лучше.
Хозяюшка: А чтобы тебе совсем полегчало, детки тебе сейчас расскажут о
лекарственных травах.
(дети встают, идут к столу, на котором стоят баночки, мешочки с подорожником, душицей, ромашкой, шиповником, боярышником, шалфеем, малиной, медом)
1-й ребенок: Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(ребенок обращается к Кузе).
Кузя, если вдруг поранишься, то нужно сорвать лист подорожника, приложить к ранке и все заживет.
Кузя: Ой спасибо, а то я тут за печкой постоянно коленки – то сбиваю.
Хозяюшка: Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
В середине – золотая,
Кто она такая? (ромашка)
Дети – ромашка
Хозяюшка: А чем же полезна ромашка?
Вика: Если случиться тебе простудишься
Появиться кашель
Поднимется жар
Придвинь к себе кружку
В которой дымится слегка горьковатый
Душистый отвар
Хозяюшка: Вот как раз нашему Кузе и надо – то попить такой вот целебный отвар.
Давайте заварим для него траву – ромашку и напоим Кузю, чтобы не
болел.
(дети с Хозяюшкой заваривают для Кузи ромашку)
Кузя: Это я удачно с вам зашел. Мне уже полегчало.
Хозяюшка: Мы видим, что ты повеселел. Это хорошо! А ты когда последний раз
купался?
Кузя: Не помню.
Хозяюшка: Ах, как не стыдно тебе! Кто с водой не дружит, тот не может
быть здоров! А как вы считаете, ребята?
Дети: Надо закаляться, часто мыться, делать гимнастику, хорошо кушать.
Хозяюшка: Кузя, наши ребята загадают загадки, ты попробуй отгадать, а потом они
тебе подарят отгадки. Эти предметы тебе помогут держать тело в чистоте
и быть всегда здоровым.
Реб. : Гладко и душисто,
Моет чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это такое? (мыло)
Реб. : Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовую стала (губка, мочалка)
Реб. : Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней.
Чем у волков и медведей. (расческа)
Хозяюшка: Молодец, Кузя, отгадал.
(дети дарят Кузе отгадки, Кузя благодарит детей)
Хозяюшка: Кузя, когда ты будешь мыться, приговаривай:
Все вместе: Вода текучая,
Дитя растущее,
С гуся вода –
С меня худоба.
Вода книзу
А я кверху.
(Дети исполняют песню «Пошла млада за водой»)
Хозяюшка: Наши детки утром делают гимнастику, занимаются на физкультурных
занятиях, гуляют на свежем воздухе и очень любят играть. А ты любишь
играть?
Кузя: Гимнастику я не умею делать, играть тоже не умею. Ребята, может вы меня
научите?
Физминутка «Парк аттракционов»
(Дети встают парами и выполняют движения по тексту)
Мы на карусели сели Держась за руки, кружатся
Завертелись карусели
Пересядем на качели, Держась за руки, один игрок стоит, а другой приседает
То вверх, то вниз летим
А теперь с тобой вдвоем Держась за руки, качаются вправо – влево
Мы на лодочке плывем
А теперь мы по лужайке Прыжки на двух ногах
Поскакали, будто зайки
Кузя: Вот я наигрался! И на качелях накатался! Как весело с вами! И еще я вспомнил
одну игру, в которую со мной играла Баба Яга. Хотите поиграть?
(проводиться игра «Аюшки»)
(Кузя прячется за печку, а дети его зовут)
Дети: Кузя! Кузя!
Кузя: Аюшки!
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки!
Дети: Что принес?
Кузя: Оладушки!
Дети: Где же они?
Кузя: Под лавкой
Дети: Экий, Кузя ты чудак!
Все ты делаешь не так!
Кузя: А вы, детки, как?
Дети: А мы бы оладушки на стол положили и съели.
Кузя: Ладно, в другой раз так и сделаю (прячется)
Дети: Кузя! Кузя!
Кузя: Аюшки! (выглядывает)
Дети: Где ты был?
Кузя: У бабушки
Дети: Что принес?
Кузя: Сапожки
Дети: Где же они?
Кузя: А я сделал, как вы велели. На стол поставил и съел.
Хозяюшка: Спасибо тебе, Кузя за игру. Видишь как ребята развеселились. Ну
теперь понимаешь, как хорошо быть веселым и здоровым?
Кузя: Вам тоже спасибо за доброту и науку лечиться я у себя за печкой повешу
травку и буду пить чай с ней, а болеть не буду.
Хозяюшка: А я приглашаю всех детей и тебя, Кузя, попить чайку с нашими
лечебными травками да ягодками. У меня самовар уж поспел.
(дети садятся за стол и пьют чай, заваренный заранее. К чаю Хозяюшка подает варенье из ягод малины, мед и баранки)