Инна Алексеенко
Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня всё чаще в различных СМИ, звучат слова о национальном коде, необходимости сохранения исторических и культурных ценностей, традициях предков. К сожалению, представления о русской традиции для большинства наших соотечественников ограничиваются ансамблем «Берёзка», песнями вроде «Калинки-малинки» и женщинами в шелковых сарафанах на городских мероприятиях. Может быть, именно поэтому, слова «Русская традиция» ассоциируются у людей с чем-то скучным и неживым.
Публикация «Приобщение дошкольников к русской традиции через календарные народные праздники» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Между тем, почти в каждом большом городе, в том числе и в Новосибирске, существуют Центры русского фольклора и этнографии, где сохраняются бесценные материалы экспедиций, поются настоящие русские песни, танцуются кадрили, известные с восемнадцатого века, проводятся интереснейшие праздники.
Но так сложилось, что фольклорно-этнографическое сообщество достаточно закрытая система. Что же делать?
Думаю, не случайно, среди людей, стремящихся популяризировать русскую традиционную культуру, чрезвычайно популярна цитата из французского философа Жана Жореса : «Традиция – это не сохранение пепла, а раздувание огня». Нужно, чтобы русская традиция предстала перед людьми во всей своей живой красоте.
Говоря о традиции, мы подразумеваем «деревенскую традицию», так как до середины двадцатого века большинство населения проживало в селе, занимаясь земледелием. Соответственно, все традиционные,обрядовые, песенные действия были «привязаны» к земледельческому календарю.
Конечно же, нам, городским жителям невозможно полностью погрузиться в этот цикл, ведь уклад жизни во многом изменился до неузнаваемости.
Например, лето – самая «горячая» рабочая пора для крестьянина, для городского жителя – время отпусков.
И всё же, мы можем взять из традиции самое яркое и любимое всеми нами – праздники! Мы так мало знаем о них, что с радостью празднуем чужие, вроде Хэллоуина и индийского праздника красок «холи».
Дошкольное образование представляется мне очень благодатной почвой для этой работы. Дети дошкольного возраста – эмоциональны, восприимчивы к новому. Они охотно играют в народные игры, радостно воспринимают песни и хороводы, радуются простейшим народным музыкальным инструментам. А уж участие в шуточных обрядовых действий для них – это настоящее погружение в сказку.
Традиционно наши предки отмечали большими праздниками четыре «точки» года: осеннее и весенние равноденствия, зимнее и летнее солнцестояния.
Рассмотрим праздники, которые выпадали на это время и то, как их можно провести с детьми дошкольного возраста, и по возможности, с их родителями. Здесь я поделюсь своим опытом проведения праздников и участия в них. Участники праздников - дети 5-7 лет и их родители.
Начнём с крестьянского «нового года», или «Семёнова дня», «зажинок».
Празднуется он в середине сентября, В это время заканчивали жать рожь.
Смысл праздника в благодарности земле за урожай, окончании летних работ.
Поэтому он наполнен специальными, осенними песнями, играми и обрядами.
С дошкольниками праздник проводится в два этапа.
Начинается он в помещении, с украшения снопа. Можно заранее приготовить сноп из любого доступного злака (пшеницы, ржи, овса) и украшения (ленты, искусственные цветы) и вместе с детьми под музыку нарядить сноп.
У нас, в Сибири, сохранился казачий обычай «сажание на коня» в этот день. Если в празднике участвуют родители, то замечательным его моментом будет появление ряженного коня (два папы) и катание малышей.
Из хороводных игр можно использовать «А мы сеяли лён» и «Плетень».
Второй этап проходит на улице. Главное здесь - весёлый обряд, «похороны мух и комаров». Заранее дети с родителями или воспитателем изготавливают поделки – комаров и мух.
На празднике их укладывают в выдолбленные корнеплоды, или картофелины, затем закапывают в землю.
Всё сопровождается веселыми песнями, игрой на музыкальных инструментах.
Хорошо, если удаётся завершить праздник общим чаепитием.
Праздников, связанных с «точкой» зимнего солнцестояния, несколько.
Но мы рассмотрим самый яркий и «народный» - Святки.
«Настали Святки, то-то радость. Гадает ветреная младость…», - писал А. С. Пушкин. А что делают дети? Конечно, «колядуют»!
В эти дни, как и в прежние времена, мы нарушаем существующие повседневные правила. Дети проходят по всему детскому саду (когда это позволяет эпидемиологическая обстановка, громко поют, стучат-бренчат.
Обычно распределяются группы, которые приходят к друг другу. И «гости», и хозяева наряжаются в костюмы и маски, готовят атрибуты традиционных ряженных (козу и коня,например); концертные номера, разучивают специальные народные попевки. Если позволяют размеры помещения, можно поиграть в «петушиный бой», «ручеёк», «малечину-калечину». Конечно, «хозяева» щедро одаривают «гостей» сладостями, и каждая группа завершает праздник чаепитием. Общая трапеза – важная часть каждого традиционного праздника.
Но вот наступает долгожданное время, когда зима поворачивает на весну, а Солнышко - на лето. В эти дни мы празднуем Масленицу. Обязательные моменты Масленицы: катание на лошади, «молодецкие» игры – обязательно на улице, угощение блинами.
Мы дополнили праздник представлением «Петрушки», изготовлением кукол «стригушек», которые могут танцевать на столе и небольшим чучелом «домашней» Масленицы, которую не нужно сжигать, а можно сохранить в течение года.
И завершает годовой цикл летне солнцестояние. В традиции это и троичные праздники, «зелёные святки», Иван-купала. Все эти праздники сопровождаются особыми обрядами, играми и песнями. Для наших дошкольников можно устроить небольшой летний праздник на прогулке с «завиванием» (украшением) берёзки, изготовлением куколок из свежей травы, веселыми и подвижными народными играми, вроде «горелок» и «третьего лишнего».
Девочки могут в этот день «покумиться», то есть назвать друг друга лучшими подругами и обменяться маленькими подарками (в традиции – платочками).
Обрядовое блюдо в этот день – яичница, но в условиях ДОУ это устроить невозможно, лучше ограничиться беседой об этом.
Так, мы при помощи праздников проходим весь годовой цикл крестьянской традиции. Каждому празднику предшествует подготовка : изготовление атрибутов, песен, игр; чтение подходящих по смыслу и возрасту сказок. Дети оказываются естественным образом погружены в среду народной культуры, которая больше не кажется им скучной, становясь весёлой, интересной и родной.