Татьяна Никулина
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками по организации безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Публикация «Применение информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками по организации безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена область «Безопасность» как одна из самых важных. Её содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности жизнедеятельности через решение следующих задач:
-формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;
-приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;
-формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.
В последнее время инновационные технологии охватили практически все сферы человеческой деятельности. Возникла необходимость применения ИКТ в качестве инструмента общения, для повышения доступности информации и других аспектов. Безусловно, каждый согласится, что компьютер стал широко использоваться человеком во многих направлениях. Дошкольная среда не стала исключением.
В Федеральной программе развития образования на 2011-2015 годы обозначены актуальные аспекты развития современной системы образования, в том числе, использование информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время наше дошкольное учреждение располагает следующими информационно - коммуникационными средствами: (на экране).
Используя имеющуюся среду, включающую вышеперечисленные технические возможности, педагогами нашего дошкольного учреждения был разработан долгосрочный проект по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий «Мир такой прекрасный, но не безопасный», целью которого стало:
повышение качества овладения детьми правилами безопасности и формирование осознанного поведения у воспитанников детского сада в опасных ситуациях путем расширения возможностей использования в образовательном процессе и практической деятельности компьютерных технологий.
Задачи проекта:
• Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса.
• Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса в области «Безопасность».
• Расширение использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.
• Повышение информационной компетентности педагогов.
• Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе ДОУ.
Первым этапом по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников мы начали с обогащения предметно-развивающей среды в группах. Организовывали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В каждой группе были созданы «Уголки безопасности», в оснащение которых вошли специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
При совместном творчестве педагогов, воспитанников и их родителей были созданы объекты, имитирующие потенциально опасные предметы, а также изготовлены макеты домашней обстановки, улицы, двора, леса и т. п. для закрепления правил безопасности дошкольников. Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
На втором этапе реализации проекта мы поставили перед собой следующие задачи:
• подготовить педагогические кадры к новой образовательной практике;
• апробировать и внедрить ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
• обновить и обогатить предметно-развивающую среду ДОУ средствами ИКТ;
• усовершенствовать модели взаимодействия детского сада и семьи через ИКТ;
Реализация проекта ведется по следующим направлениям:
Направления деятельности ДОУ в процессе реализации проекта (на экране)
С целью повышения квалификации педагогов и расширению использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в нашем дошкольном учреждении были проведены следующие мероприятия:
№ п/п Формы работы Содержание
1 Неделя педагогического мастерства Открытые показы занятий с использованием ИКТ
2 Педагогические мастерские Работа в паре обучающегося педагога с педагогом - наставником по овладению практическими навыками работы с компьютером.
Консультации.
3 Мастер-класс Обучение педагогов методам и приемам использования ИКТ в работе с детьми.
4 Конкурсы Создание:
- компьютерных плакатов;
- компьютерных презентаций
-информационных буклетов для родителей.
В работе с детьми наряду с такими традиционными формами как беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, экскурсии используем и современные ИКТ: просмотр и анализ мультипликационных фильмов, презентации, слайд-шоу, компьютерные игры, тест-игры, мультимедийные альбомы и др. (на экране)
Это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объ-яснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно или с помощью родителей создать свою презентацию.
Педагогоги используют готовые обучающие диски серии «Смешарики», «Большая детская энциклопедия», «Уроки Тетушки Совы», а также создают компьютерные тест-игры для детей. Нами также разработаны презентации к непосредственно-образовательной деятельности на тему «Твоя безопасность», с помощью которых дети получают знания о правилах поведения в опасных ситуациях.
Согласно новым федеральным государственным требованиям область «Безопасность» тесно взаимодействует, интегрирует с областями: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье».
Исходя из этого педагоги регулярно проводят мероприятия, направленные на здоровьесбережение воспитанников: физкультурные досуги «Путешествие в страну Светофорию», «Мы пожарные- герои»,в том числе и с применением ИКТ «Огонь наш друг, огонь наш враг», «Правила дорожные - всем друзья надежные» и др, выставка «Витаминные фантазии», тематические вечера «По дороге в детский сад», «Огонь и укротитель огня», «Вечер веселых и находчивых».
Учителем-логопедом для развития звукового анализа и синтеза с опорой на зрительный ряд, классификацию предметов, обобщение, исключение на занятиях с детьми посещающих логопункт применяются компьютерные игры и презентации, что позволяет повысить эффективность коррекционного обучения.
Осознавая, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, мы старались обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.
Для формирования заинтересованности родителей по проблеме обеспечения безопасной жизнедеятельности проводили следующие мероприятия с использованием ИКТ :консультации с мультимедийными презентациями по здоровьесбережению детей «Берегите здоровье детей!», родительское собрание «Безопасность ребенка в Ваших руках», тренинги «Что нужно знать родителям о правилах дорожного движения», «Воспитываем грамотного пешехода».
Также в дошкольном учреждении регулярно оформляются фотовыставки и выставки детских рисунков «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит», «Если ты пешеход», памятки для родителей «Пользование электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае».
Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы:
по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ позволяет делать занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации, предъявление информации на экране компьютера, телевизора, мультимедийной установки в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
компьютерные технологии помогают закреплять знания, умения и навыки детей, решать познавательные и творческие задачи, несут в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
использование ИКТ дает возможность моделировать, разрешать различные проблемные ситуации;
помогает осуществлять контроль и подводить итоги, проверить правильность ответов детей, выполнения заданий с помощью экрана
проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
В тоже время в результате работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
• Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
• Не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером.
• Недостаточная оснащенность дошкольных учреждений современной технической аппаратурой.
• Высокая цена на мультимедийное оборудование.
• Недостаток специальных помещений.
Но, не смотря на все трудности, мы планируем продолжить работу в данном направлении:
1. Разработать программу по всем разделам безопасной жизнедеятельности дошкольников, которая основана на следующих принципах:
• принцип информационной культуры и компьютерной грамотности педагогов;
• принцип информационного подхода к педагогическому процессу;
• принцип охраны здоровья детей;
• принцип интеграции;
• принцип мультимедийности;
• принцип интерактивного характера.
2. Провести мониторинг по результатам работы.
3. Обобщить опыт работы педагогов.
Автор: Никулина Т. А., заместитель заведующей по УВР МКДОУ БГО ЦРР - детского сада №19