Лучший педагог года

Конспект НОД «Приключения маленькой Капельки»

Галина Лушина
Конспект НОД «Приключения маленькой Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательные задачи

1. Формировать умение детей устанавливать взаимосвязь между изменением в живой природе, изменениями среди растений уголка природы и повышением температуры воздуха.

2. Продолжать знакомить детей с экологической цепочкой.

3. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, насекомых и окружающей среды, взаимозависимости их друг от друга.

4. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и по почкам.

5. Совершенствовать экологические знания.

Развивающие задачи

1. Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной.

Публикация «Конспект НОД „Приключения маленькой Капельки“» размещена в разделах

2. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами.

Воспитательные задачи

1. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить.

2. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формулируя выводы.

Предварительная работа

1. Чтение художественной литературы: «Энциклопедия от А до Я»; «Мир растений», «Мир животных».

2. Рассматривание иллюстраций о весне.

3. Рассматривание картинок с изображением растений, насекомых, животных.

4. Беседа о временах года.

5. Наблюдения на прогулках.

Материал

1. Веточки деревьев: липы, тополя, берёзы; кустарника – сирени.

2. Фотографии с изображением тополя, липы, берёзы, сирени.

3. Четыре вазы с водой.

4. Картинки с изображение почвы, трав, насекомых, зверей, птиц, леса, облачка.

5. Фотографии на каждого ребёнка с изображением разных видов лесов.

Ход НОД.

Воспитатель: Дети посмотрите, что я вам принесла (в руках веточки разных деревьев).

Дети : Это веточки с деревьев.

Воспитатель: Правильно. А что на них такое большое?

Дети: На них большие почки и они вот –вот лопнут.

Воспитатель: А почему? Давайте поговорим об этом. Хотите?

Дети: Да.

Звучит музыка. Воспитатель под музыку начинает читать стихотворение А. Н. Плещеева «Весна»

«Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бур

Опять надолго миновала».

О каком времени года рассказывает нам, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

Дети: Это стихотворение рассказывает нам о весне.

Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна».

А к нам весна пришла?

Дети: Да, и к нам весна пришла.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: А месяц сейчас – март.

Воспитатель: Ребята, а какие признаки весны мы с вами наблюдаем сейчас в природе?

Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь - короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает голубым, плывут по небу облака, а не как осенью тучи. На реках тает лед. Скоро на нашей реке Оке пройдёт ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной.

(Раздается звук колокольчика)

Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, кто-то плачет. Я ни кого не вижу? А вы? Помогите мне найти кто это плачет?

(Ищут, находят плачущую Капельку)

Воспитатель: Дети, кто это?

Дети: Капелька, капель.

Воспитатель: Да, действительно, это весенняя капель, одна из примет весны. Давайте спросим у нее, почему она плачет?

Дети: Капелька, почему ты плачешь?

Капелька : Я капелька – дочка сосульки. Моя мама сосулька тает и на землю падаем мы – маленькие капельки. А капельки как вы знаете - это вода. А ещё я плачу, потому что очень маленькая и, наверное, бесполезная. Я не знаю своего места в природе. Даже вы не вспомнили обо мне, когда называли приметы весны.

Воспитатель: Ребята, мне очень жалко капельку, так хочется ей помочь, а вам?

Дети: И нам хочется помочь капели.

Воспитатель: Капель, не плачь, ребята тебе помогут. Они найдут твоё место в природе. Ну, что ж, тогда нам придется отправиться в путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться сами. Отгадайте загадку:

«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».

Что это?

Дети: Это лес.

Воспитатель: Правильно, это наш друг лес. А объясните мне всё это, как вы понимаете?

Дети: Весной в лесу радостно: появляются первые зеленые листочки, начинают петь песни первые птицы, вернувшиеся из теплых стран; летом можно спрятаться от жары; осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами топят печки.

Воспитатель: Правильно, молодцы, это лес. А значит, мы с вами отправляемся в путешествие в лес. Но лес не всем открывает свои тайны, сначала нужно выполнить очень трудное задание. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными. Какими?

Дети: Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными.

Воспитатель: Будьте внимательны: первое задание. На фотографиях разные виды лесов. Определите какие?

Дети выполняют задание.

Воспитатель: У меня в вазе веточки из смешанного леса, а на фотографиях вы видите изображения этих деревьев. Сейчас вы подойдете и возьмете по веточке, кто какую хочет и отнесете к тому дереву, на котором она росла (фотографии деревьев около каждой стоит ваза).

Дети выполняют задание. (Воспитатель спрашивает, а дети уточняют, какие веточки они взяли).

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев и умеете определять их по почкам, коре. А теперь скажите мне, чтобы веточки дали корни и их можно было посадить в землю, что нужно?

Дети: Их надо поставить в воду. А это большое количество маленьких капелек.

Воспитатель: Вот капелька и твоя помощь пригодилась.

Устали? Давайте отдохнем.

Физкультминутка.

Ручки мы к солнцу подняли

Дружно сейчас помахали –

Это деревья в лесу.

Локти согнули и разогнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут покажем –

Руки сложили назад. (Повторить два раза).

Воспитатель выставляет картинку с изображением леса, звучит музыка «Лес».

Капелька : Смотрите, смотрите, мы попали в настоящий лес.

Воспитатель: На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем лесом и попросим его открыть нам свои тайны.

Дети: Здравствуй, лес!

Воспитатель: Хорошо. А вот Денис хочет по-своему поздороваться с лесом. Денис: «Здравствуй лес!

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре,

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же знаешь, мы свои!

Воспитатель: Молодец!

А знаете, ребята, лес как большой дом со своими жильцами. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело, даже у маленькой капельки.

Давайте вместе с вами попробуем заселить этот дом жильцами. Хотите?

Дети: Да, хотим

Воспитатель: Капелька, а ты слушай внимательно, ребята подскажут тебе, где ещё твое место в природе.

Воспитатель выставляет пирамиду в виде треугольника.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое на земле?

Дети: Без света и тепла.

Воспитатель: А что нам дает свет и тепло? Что является источником света?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Да, солнце - основа жизни.

(Ребенок ставит солнце на панно на самый верх).

Воспитатель: Почему ты поставил солнце именно сюда?

Потому что оно светит высоко в небе, выше леса.

Воспитатель: Что еще необходимо для роста и жизни растений и животных?

Дети: Вода, почва (земля).

Воспитатель: Да, нужна почва и влага, которую дает вода.

Ребенок выставляет на панно почву и облака.

Воспитатель: Почему ты поставил их именно сюда?

Дети: Потому что почва находится ниже леса, является как бы «подвалом», а облака (тучи) – в небе.

Воспитатель: Если будут солнце, почва, влага, что произойдет тогда?

Дети: Тогда вырастут разные растения.

Воспитатель: Какие?

Дети: Трава, цветы, кустарники, деревья.

Дети расставляют на панно деревья и кустарники.

Воспитатель: Но растениям будет трудно размножаться, их некому будет опылять. Как быть, ребята, подскажите?

Дети: Надо заселить в лес насекомых.

Дети выставляют на панно насекомых.

Воспитатель: Почему вы поместили их именно сюда?

Дети: Потому что насекомые живут не только на поверхности, но и в почве.

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами заселили насекомых, но вдруг в лесу кто-то защелкал, зачирикал, зарычал. Кто же это?

Дети: Птицы и звери.

Дети выставляют на панно зверей и птиц.

Воспитатель: Почему вы заселили их именно сюда?

Дети: Потому что некоторые животные живут на земле, а некоторые на деревьях. Одни птицы летают низко, другие высоко.

Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы с вами засели огромный «дом», в котором все взаимосвязано.

Ребята, подумайте и скажите, что произойдет, если не будет, например, птиц, зверей?

Дети: Разведется много насекомых, которые съедят растения. Появиться много больных животных, от которых может заболеть и человек.

Воспитатель: А если не будет насекомых?

Дети: Некому будет опылять растения, многие из них погибнут; птицам не будет хватать корма.

Воспитатель: А если на землю не упадет ни капли влаги (воды).

Дети: Все засохнет и вымрет.

Капелька : Ребята, я, кажется, поняла свое место в природе. Без меня же все засохнет, умрет.

Воспитатель: Хотим мы, ребята, этого?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что мы для этого можем сделать?

Дети: Мы не будем ломать деревья, обижать насекомых, животных и птиц. Рвать много цветов. Будем заботиться обо всех живых существах.

Воспитатель: Молодцы, конечно, о природе необходимо заботиться, давайте постараемся всегда защищать и беречь все, что рождено природой.

Ребята, посмотрите, наша Капелька заулыбалась.

Капелька : Спасибо вам, ребята, за помощь. Я очень рада тому, что вы - настоящие защитники природы и помогли узнать о том, что и я для чего-то нужна природе!

Воспитатель: А чтобы окончательно развеселить капельку, давайте сыграем с ней в игру «Солнышко и дождик».

Игра «Солнышко и дождик».

Воспитатель: А ещё мы знаем пальчиковую игру «Дождик»

Пальчиковая игра «Дождик»

Воспитатель: Молодцы ребята! Все задания выполнили. И капельке помогли.

И в конце нашего путешествия послушайте стихотворение Якова Акима «Береги свою планету» :

«Есть одна планета – сад в космосе холодном.

Только здесь шумят леса, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету».

Капелька : Спасибо ребята! А теперь я уплыву к своим сестричкам в облачко. Ведь вы знаете, что облака состоят из маленьких капель. И когда нас много накапливается и облако тяжелеет, то идёт дождь и вся природа оживает. До свидания ребята! До встречи в дождике!

Воспитатель: Ну вот нашлось место в природе и нашей маленькой капельке. А вы ребята, молодцы, мне понравилось как вы занимались сегодня. А скажите мне вам понравилось наше путешествие? А что было трудно? А запомнилось? Мне особо хочется отметить то, что вы сегодня старались отвечать полным ответом, не перебивать друг друга. Особо мне хочется отметить (называю детей, а вот (имена детей) немножко нужно быть повнимательнее и поактивнее. Но я надеюсь, что кто как бы ни занимался сегодня на занятии вы будите помнить о том, что надо любить и беречь нашу удивительную, необыкновенную природу и она ответит нам тем же. Спасибо!

Публикации по теме:

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Проект для логопедической группы «Комнатные растения — наши друзья» Проект логопедической старшей группы «Искорки" «Комнатные растения – наши друзья»Участники проекта: Дети старшей группы «Искорки».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Приключения маленькой Капельки»
Опубликовано: 5 мая 2014 в 19:51
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Приключения маленькой Капельки»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лушина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД