Галина Лушина
Конспект НОД «Приключения маленькой Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательные задачи
1. Формировать умение детей устанавливать взаимосвязь между изменением в живой природе, изменениями среди растений уголка природы и повышением температуры воздуха.
2. Продолжать знакомить детей с экологической цепочкой.
3. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, насекомых и окружающей среды, взаимозависимости их друг от друга.
4. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и по почкам.
5. Совершенствовать экологические знания.
Развивающие задачи
1. Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной.
Публикация «Конспект НОД „Приключения маленькой Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
2. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить.
2. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формулируя выводы.
Предварительная работа
1. Чтение художественной литературы: «Энциклопедия от А до Я»; «Мир растений», «Мир животных».
2. Рассматривание иллюстраций о весне.
3. Рассматривание картинок с изображением растений, насекомых, животных.
4. Беседа о временах года.
5. Наблюдения на прогулках.
Материал
1. Веточки деревьев: липы, тополя, берёзы; кустарника – сирени.
2. Фотографии с изображением тополя, липы, берёзы, сирени.
3. Четыре вазы с водой.
4. Картинки с изображение почвы, трав, насекомых, зверей, птиц, леса, облачка.
5. Фотографии на каждого ребёнка с изображением разных видов лесов.
Ход НОД.
Воспитатель: Дети посмотрите, что я вам принесла (в руках веточки разных деревьев).
Дети : Это веточки с деревьев.
Воспитатель: Правильно. А что на них такое большое?
Дети: На них большие почки и они вот –вот лопнут.
Воспитатель: А почему? Давайте поговорим об этом. Хотите?
Дети: Да.
Звучит музыка. Воспитатель под музыку начинает читать стихотворение А. Н. Плещеева «Весна»
«Уж тает снег, бегут ручьи
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бур
Опять надолго миновала».
О каком времени года рассказывает нам, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?
Дети: Это стихотворение рассказывает нам о весне.
Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется – «Весна».
А к нам весна пришла?
Дети: Да, и к нам весна пришла.
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: А месяц сейчас – март.
Воспитатель: Ребята, а какие признаки весны мы с вами наблюдаем сейчас в природе?
Дети: Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь - короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает голубым, плывут по небу облака, а не как осенью тучи. На реках тает лед. Скоро на нашей реке Оке пройдёт ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.
Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной.
(Раздается звук колокольчика)
Ребята, вы ничего не слышите? Мне кажется, кто-то плачет. Я ни кого не вижу? А вы? Помогите мне найти кто это плачет?
(Ищут, находят плачущую Капельку)
Воспитатель: Дети, кто это?
Дети: Капелька, капель.
Воспитатель: Да, действительно, это весенняя капель, одна из примет весны. Давайте спросим у нее, почему она плачет?
Дети: Капелька, почему ты плачешь?
Капелька : Я капелька – дочка сосульки. Моя мама сосулька тает и на землю падаем мы – маленькие капельки. А капельки как вы знаете - это вода. А ещё я плачу, потому что очень маленькая и, наверное, бесполезная. Я не знаю своего места в природе. Даже вы не вспомнили обо мне, когда называли приметы весны.
Воспитатель: Ребята, мне очень жалко капельку, так хочется ей помочь, а вам?
Дети: И нам хочется помочь капели.
Воспитатель: Капель, не плачь, ребята тебе помогут. Они найдут твоё место в природе. Ну, что ж, тогда нам придется отправиться в путешествие, а вот куда, попробуйте догадаться сами. Отгадайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает».
Что это?
Дети: Это лес.
Воспитатель: Правильно, это наш друг лес. А объясните мне всё это, как вы понимаете?
Дети: Весной в лесу радостно: появляются первые зеленые листочки, начинают петь песни первые птицы, вернувшиеся из теплых стран; летом можно спрятаться от жары; осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами топят печки.
Воспитатель: Правильно, молодцы, это лес. А значит, мы с вами отправляемся в путешествие в лес. Но лес не всем открывает свои тайны, сначала нужно выполнить очень трудное задание. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными. Какими?
Дети: Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными.
Воспитатель: Будьте внимательны: первое задание. На фотографиях разные виды лесов. Определите какие?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: У меня в вазе веточки из смешанного леса, а на фотографиях вы видите изображения этих деревьев. Сейчас вы подойдете и возьмете по веточке, кто какую хочет и отнесете к тому дереву, на котором она росла (фотографии деревьев около каждой стоит ваза).
Дети выполняют задание. (Воспитатель спрашивает, а дети уточняют, какие веточки они взяли).
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев и умеете определять их по почкам, коре. А теперь скажите мне, чтобы веточки дали корни и их можно было посадить в землю, что нужно?
Дети: Их надо поставить в воду. А это большое количество маленьких капелек.
Воспитатель: Вот капелька и твоя помощь пригодилась.
Устали? Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
Ручки мы к солнцу подняли
Дружно сейчас помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули и разогнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут покажем –
Руки сложили назад. (Повторить два раза).
Воспитатель выставляет картинку с изображением леса, звучит музыка «Лес».
Капелька : Смотрите, смотрите, мы попали в настоящий лес.
Воспитатель: На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. Ребята, давайте поздороваемся с нашим хорошим, добрым приятелем лесом и попросим его открыть нам свои тайны.
Дети: Здравствуй, лес!
Воспитатель: Хорошо. А вот Денис хочет по-своему поздороваться с лесом. Денис: «Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре,
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же знаешь, мы свои!
Воспитатель: Молодец!
А знаете, ребята, лес как большой дом со своими жильцами. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело, даже у маленькой капельки.
Давайте вместе с вами попробуем заселить этот дом жильцами. Хотите?
Дети: Да, хотим
Воспитатель: Капелька, а ты слушай внимательно, ребята подскажут тебе, где ещё твое место в природе.
Воспитатель выставляет пирамиду в виде треугольника.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое на земле?
Дети: Без света и тепла.
Воспитатель: А что нам дает свет и тепло? Что является источником света?
Дети: Солнце.
Воспитатель: Да, солнце - основа жизни.
(Ребенок ставит солнце на панно на самый верх).
Воспитатель: Почему ты поставил солнце именно сюда?
Потому что оно светит высоко в небе, выше леса.
Воспитатель: Что еще необходимо для роста и жизни растений и животных?
Дети: Вода, почва (земля).
Воспитатель: Да, нужна почва и влага, которую дает вода.
Ребенок выставляет на панно почву и облака.
Воспитатель: Почему ты поставил их именно сюда?
Дети: Потому что почва находится ниже леса, является как бы «подвалом», а облака (тучи) – в небе.
Воспитатель: Если будут солнце, почва, влага, что произойдет тогда?
Дети: Тогда вырастут разные растения.
Воспитатель: Какие?
Дети: Трава, цветы, кустарники, деревья.
Дети расставляют на панно деревья и кустарники.
Воспитатель: Но растениям будет трудно размножаться, их некому будет опылять. Как быть, ребята, подскажите?
Дети: Надо заселить в лес насекомых.
Дети выставляют на панно насекомых.
Воспитатель: Почему вы поместили их именно сюда?
Дети: Потому что насекомые живут не только на поверхности, но и в почве.
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами заселили насекомых, но вдруг в лесу кто-то защелкал, зачирикал, зарычал. Кто же это?
Дети: Птицы и звери.
Дети выставляют на панно зверей и птиц.
Воспитатель: Почему вы заселили их именно сюда?
Дети: Потому что некоторые животные живут на земле, а некоторые на деревьях. Одни птицы летают низко, другие высоко.
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы с вами засели огромный «дом», в котором все взаимосвязано.
Ребята, подумайте и скажите, что произойдет, если не будет, например, птиц, зверей?
Дети: Разведется много насекомых, которые съедят растения. Появиться много больных животных, от которых может заболеть и человек.
Воспитатель: А если не будет насекомых?
Дети: Некому будет опылять растения, многие из них погибнут; птицам не будет хватать корма.
Воспитатель: А если на землю не упадет ни капли влаги (воды).
Дети: Все засохнет и вымрет.
Капелька : Ребята, я, кажется, поняла свое место в природе. Без меня же все засохнет, умрет.
Воспитатель: Хотим мы, ребята, этого?
Дети: Нет.
Воспитатель: А что мы для этого можем сделать?
Дети: Мы не будем ломать деревья, обижать насекомых, животных и птиц. Рвать много цветов. Будем заботиться обо всех живых существах.
Воспитатель: Молодцы, конечно, о природе необходимо заботиться, давайте постараемся всегда защищать и беречь все, что рождено природой.
Ребята, посмотрите, наша Капелька заулыбалась.
Капелька : Спасибо вам, ребята, за помощь. Я очень рада тому, что вы - настоящие защитники природы и помогли узнать о том, что и я для чего-то нужна природе!
Воспитатель: А чтобы окончательно развеселить капельку, давайте сыграем с ней в игру «Солнышко и дождик».
Игра «Солнышко и дождик».
Воспитатель: А ещё мы знаем пальчиковую игру «Дождик»
Пальчиковая игра «Дождик»
Воспитатель: Молодцы ребята! Все задания выполнили. И капельке помогли.
И в конце нашего путешествия послушайте стихотворение Якова Акима «Береги свою планету» :
«Есть одна планета – сад в космосе холодном.
Только здесь шумят леса, птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.
Береги свою планету, ведь другой на свете нету».
Капелька : Спасибо ребята! А теперь я уплыву к своим сестричкам в облачко. Ведь вы знаете, что облака состоят из маленьких капель. И когда нас много накапливается и облако тяжелеет, то идёт дождь и вся природа оживает. До свидания ребята! До встречи в дождике!
Воспитатель: Ну вот нашлось место в природе и нашей маленькой капельке. А вы ребята, молодцы, мне понравилось как вы занимались сегодня. А скажите мне вам понравилось наше путешествие? А что было трудно? А запомнилось? Мне особо хочется отметить то, что вы сегодня старались отвечать полным ответом, не перебивать друг друга. Особо мне хочется отметить (называю детей, а вот (имена детей) немножко нужно быть повнимательнее и поактивнее. Но я надеюсь, что кто как бы ни занимался сегодня на занятии вы будите помнить о том, что надо любить и беречь нашу удивительную, необыкновенную природу и она ответит нам тем же. Спасибо!