Надежда Лушникова
Презентация «Транспортная отрасль в годы Великой Отечественной войны»
▼ Скачать + Заказать документы
«Транспортная отрасль в годы Великой Отечественной войны»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 64
«ИСКОРКА»
___
141875 Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский, мкр. Строителей
ИНН /КПП 5007010663/500701001
в годы
Великой Отечественной Войны
Выполнила воспитатель
МАДОУ №64 «Искорка»
Публикация «Презентация „Транспортная отрасль в годы Великой Отечественной войны“» размещена в разделах
Лушникова Надежда Александровна
I- категория
Роль автомобильного транспорта в годы Великой Отечественной войны переоценить трудно. Огромный объем грузоперевозок, равный 625 млн тонн грузов, происходивший зачастую в условиях боевой обстановки, днем и ночью, в мороз и распутицу, говорит сам за себя. А мужество водителей и массовый их героизм, проявленный на фронте и в тылу, достойны вечной памяти и уважения потомков.
К началу войны в Красной армии насчитывалось 272,6 тысяч автомобилей, что составляло 41% от штатной потребности автомобильных войск. К этому времени насчитывалось 19 автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо.
Боевые действия требовали подвоза колоссальных объёмов техники, боеприпасов, снаряжения, продовольствия и своевременной эвакуации раненых.
Перевозки осложнялись тем, что на значительной территории страны отсутствовали дороги с твёрдым покрытием. Все перевозки приходилось выполнять по грунтовым дорогам, что было возможно лишь при непрерывном ремонте и усиленном содержании дорог, регулировании движения и контроле за его дисциплиной. Необходимо было быстро строить мосты через форсируемые реки и восстанавливать те из них, которые были разрушены авиацией противника или взорваны при отступлении.
Выполнение этих задач потребовало создания по сути новых родов войск – автомобильных и дорожных, численность которых к началу 1942 года превысила 8% от боевого состава Красной армии.
К началу Великой Отечественной войны в Красной армии базовыми моделями грузовых автомобилей были ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ЯГ-6, а легковых – сначала ГАЗ-М и ЗИС 101, а затем ГАЗ-61, ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. Они и их модификации обеспечивали основную долю всех перевозок, как на фронте, так и в тылу страны, стали основой для создания многих моделей боевых машин – бронеавтомобилей, знаменитых «катюш», штабных, связных, санитарных и других транспортных средств.
Автозавод ГАЗ давал фронту не только грузовики, джипы, медицинские автомобили для вывозки раненых, но и лёгкие танки Т-60, самоходные пушки СУ-76М, миномёты, боеприпасы, Урал ЗИС – двигатели для гусеничных тягачей. Ярославский автомобильный завод выпускал гусеничные тягачи Я-12 и Я-13Ф. На шасси ЗИС-6 довоенного производства монтировались реактивные установки ВМ-13 залпового огня – так называемые «катюши».
Автозавод ГАЗ давал фронту не только грузовики, джипы, медицинские автомобили для вывозки раненых, но и лёгкие танки Т-60, самоходные пушки СУ-76М, миномёты, боеприпасы, Урал ЗИС – двигатели для гусеничных тягачей. Ярославский автомобильный завод выпускал гусеничные тягачи Я-12 и Я-13Ф. На шасси ЗИС-6 довоенного производства монтировались реактивные установки ВМ-13 залпового огня – так называемые «катюши».
Исключительно большую роль сыграли автомобилисты и дорожники в обороне Ленинграда. Легендарная Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера, зимой 1941/1942 года и в первой половине зимы 1942/1943 года являлась единственным путём снабжения 3-миллионного города.
Эксплуатировать дорогу начали 22 ноября 1941 года, когда по ещё слабому льду с восточного на западный берег были направлены первые колонны гужевого санного транспорта и одиночные полуторатонные автомобили. Позднее, когда лёд окреп, по трассе пропускали все виды боевых и транспортных машин.
За время работы Дороги жизни (ноябрь 1941 – март 1943 года) на автомобилях ГАЗ-АА и ЗИС-5в Ленинград было доставлено около 600 тыс. различных грузов и эвакуировано из него более 700 тыс. женщин, детей, стариков и раненых.
В период боёв за Сталинград дорожное обеспечение затруднялось большой дальностью автомобильных перевозок, плохими грунтовыми дорогами и осенней распутицей. Кроме того, через рукав Ахтубы и другие притоки в дельте Волги было построено 37 мостов и наведено 35 переправ. По наплавным мостам через волгу в районах Саратова, Камышина и Дубовки, наведённым дорожными частями, транспорт шёл до ледостава, после чего использовали ледяные переправы. Для переправки раненых дорожно-эксплуатационными частями было использовано 9 тыс. попутных автомобилей. На правый берег реки только за 20 дней 1942 года было переправлено более 160 тыс. солдат, 630 танков и самоходных установок, 950 артиллерийских орудий и 14 тыс. автомобилей.
Огромную работу выполнил автомобильный транспорт в период оборонительных сражений на Сталинградском фронте. С конца августа по октябрь 1942 года автомобилями было перевезено около 20 стрелковых дивизий и других соединений на расстояние от 120 до 450 км.
Исход битвы с фашизмом в немалой степени зависел от тружеников тыла, в частности, авторемонтников, которые не только возвращали на фронтовые дороги искалеченные в боях автомашины, танки, самоходные орудия, но и изготавливали боевую технику.
Авторемонтники Москвы жили напряжённой прифронтовой жизнью. Из списанных кузовов они делали грузовые пикапы, в том числе и закрытые фургоны. За годы войны на ВАРЗе отремонтировали 2 тыс. автомобилей М-1 и 10 тыс. агрегатов к ним, изготовили и восстановили много запасных деталей и узлов автомобилей и военной техники.
Значительный выход из строя автотехники в ходе боёв, а также вследствие эксплуатации её в тяжёлых дорожных условиях и на большие расстояния потребовали организации ремонта транспортных средств во фронтовых условиях. Были организованы подвижные авторемонтные базы, сформированы отдельные ремонтно-восстановительные батальоны.
На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, вторглась в пределы СССР, навязав нашему народу самую тяжёлую и кровопролитную войну.
Важнейшей ударной силой гитлеровцев стала авиация. Удар был нанесён по 66 аэродромам, на которых базировалось почти три четверти боевых самолётов СССР. В результате гитлеровская авиация приобрела полный контроль в воздухе, и уже через 10 дней основное своё внимание сосредоточила на поддержке своих наземных войск.
Для помощи Красной армии и участия в фронтовых операциях были сформированы шесть авиационных групп ГВФ особого назначения. В авиагруппы особого назначения были выделены лучшие экипажи. В дальнейшем были сформированы ещё несколько авиагрупп.
Итак, советский транспорт, будучи во время Великой Отечественной войны связующим звеном между фронтом и тылом, обеспечивал потребности Красной Армии в перевозках воинских подразделений, военной техники, вооружения, боеприпасов, снаряжения и народного хозяйства в сырье, топливе, продовольствии.
Водный и автомобильный транспорт обеспечил жизненно важные перевозки в период героической борьбы осажденного врагом Ленинграда. В условиях блокады Ленинграда ладожская коммуникация явилась единственным путем, по которому осуществлялось снабжение войск Ленинградского фронта и населения Ленинграда. Эту единственную транспортную артерию города и фронта ленинградцы назвали «дорогой жизни».
Героические труженики речного транспорта успешно справились с перевозками войск, военной техники, горючего и важнейших народнохозяйственных грузов по рекам страны.
Большое мужество и героизм проявили работники морского флота во время эвакуационных перевозок, доставки нефти и нефтепродуктов, стратегических материалов и техники, поставляемых союзниками, а также работники гражданского воздушного флота и связи.