Людмила Медянцева
Презентация проекта «Я живу и играю в Югре»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация проекта
«Я живу и играю в Югре»
1 слайд
Вашему вниманию представляю педагогический проект по развитию игровых умений и навыков через организацию режиссёрской игры для детей с нарушениями речи «Я живу и играю в Югре».
2 слайд
Публикация «Презентация проекта „Я живу и играю в Югре“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии, неуклонно растёт. Универсальной средой коррекции и развития имеющихся недостатков является игра. Именно в игре ребенок обучается полноценному общению со сверстниками, подчинению своих импульсивных желаний игровым правилам, в полной мере развивает все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память, расширяет свои познавательные интересы, формирует первые нравственные чувства. Особый вид игр - режиссёрские игры позволяет ребёнку упражняться во взаимоотношениях, в общении в процессе действий с куклами.
Выявленные психологические особенности воспитанников, имеющих нарушения речи, значимая роль игры в коррекционно-педагогическом процессе, интерес и любознательность к культуре и природе родного края способствовали разработке проекта «Я живу и играю в Югре».
3 слайд
Выявив актуальность темы для детей с нарушениями речи, была определена приоритетная цель: развивать игровые умения и навыки через организацию режиссёрской игры у детей с общим недоразвитием речи. Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Обогащать игровые замыслы детей знаниями о природе и культуре родного края.
2. Формировать игровые умения и навыки на основе полученных знаний и умений.
3. Развивать связную речь дошкольников.
4. Воспитывать интерес и любознательность к культуре и природе родного края.
Слайд 4
Учитывая особенности детей с ОНР, проект основывается на следующих коррекционно-педагогических принципах.
5 слайд
Содержание проекта ориентировано на расширение знаний детей о родном крае, развитие игровых умений и навыков через организацию режиссёрской игры на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и региональной программы «Экология для малышей». Содержание режиссёрских игр строится на личном, литературном опыте и опыте фантазирования.
6 слайд
На основе анализа современных методик и анализа собственного опыта можно выделить этапы педагогической работы:
1. Предварительная работа, которая проводится в совместной деятельности детей с педагогом.
2. Организация самостоятельной деятельности детей (режиссёрской игры) в коррекционно-игровом уголке.
7,8 слайд
Для развития психических процессов (воображения) играем в игры-этюды, ассоциации, игры – фантазирование. Использование предметов – заместителей, моделирование игровых ситуаций развивает мышление. Использование мелкого игрового материала и манипуляции с ним развивает мелкую моторику рук. Игры способствуют и коррекции эмоционально – волевой сферы ребёнка. Индивидуальные игры помогают раскрыться детям застенчивым и робким, а гиперактивным и агрессивным успокоиться и сосредоточиться. Совместные режиссёрские игры положительно влияют на развитие коммуникативных навыков – умение договариваться, дружить, уступать и т. д.
9 слайд
С целью просвещения родителей, передачи им теоретических знаний, оказания помощи в приобретении практических навыков, а также с целью распространения положительного семейного опыта воспитания детей, в детском саду использую разнообразные информационно-просветительские и практические формы работы с родителями.
10 слайд
Материалы программы могут быть использованы в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида педагогами, родителями в практической деятельности с детьми. С целью повышения профессионального мастерства педагогов в развитии игровых умений и навыков через организацию режиссёрской игры дошкольников осуществляется знакомство с проектом «Я живу и играю в Югре» в форме презентации для воспитателей и педагогов города. Проведение мастер – класса по изготовлению многофункциональных полей для воспитателей позволило обогатить предметно - развивающую среду в игровых уголках старших групп детского сада. Педагоги учреждения используют методические рекомендации по организации режиссёрских игр в совместной и самостоятельной деятельности с детьми. Организация выставки режиссёрских игр показала воспитателям города способы оформления игровых полей в соответствии с тематическим планом.
Консультации по организации режиссёрских игр востребованы педагогами. Данные материалы были рекомендованы воспитателям и педагогам дошкольных образовательных учреждений города. Мастер – класс для родителей по изготовлению игровых полей и макетов позволил использовать разнообразный материал с детьми в домашних условиях. Привлечение родителей и детей к совместной деятельности проходит через разнообразные мероприятия: презентация, мастер - класс, проектная деятельность, выставки, показ видиороликов – показывают интерес родителей и детей к режиссёрской игре. Так как реализация проекта не требует больших материальных затрат, а игровые поля и макета являются результатом продуктивной деятельности взрослых и детей, данный опыт не имеет трудностей в воспроизведении.
11, 12 слайд
В проекте представлены показатели сформированности игровых умений, которые дают возможность отслеживать эффективность реализации проекта.
Предполагаемые результаты реализации проекта :
1. Дети имеют устойчивые замыслы в игре, творчески их развивают.
2. Обсуждают и реализуют замыслы вместе с другими детьми.
3. Сюжеты часто имеют общественный характер или строятся по мотивам литературных или иных сказочных образов.
4. Объединяют разные сюжеты в единый ход игры; роли, ролевое взаимодействие, содержание игры разнообразны.
5. Игровые действия осуществляются с разнообразными предметами, широко используют предметы – заместители.
6. Вступают в игровое общение, используя речь, мимику, жесты.
7. Выслушивают партнёра, согласовывают с ним свои действия, с помощью взрослого распределяют роли.
8. Готовят вместе со взрослым условия для игровой деятельности, убирают игрушки и атрибуты после игры.
9. Вступают в речевое общение разными способами: сообщают о своих впечатлениях, задают вопросы, адекватно отбирают и используют лексические средства, поддерживают общую тему разговора.
10. Проявляют потребность в сотрудничестве с другими детьми, умеют договариваться, ставить и достигать общие цели, понимают и учитывают интересы и особенности других детей, используют развернутую речь.
13 слайд
Для отслеживания результатов и определения уровня развития игровых умений и навыков два раза в год проводится мониторинг детского развития, который проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребёнка. Форма проведения мониторинга - наблюдение за активностью ребёнка в различные периода пребывания в дошкольном учреждении.
Результаты срезовой диагностики (на январь 2013г.) позволяет спрогнозировать отсутствие низкого уровня по окончанию реализации программы «Я живу и играю в Югре».
Проводимая работа является эффективной и стабильной для формирования интегративного качества «Овладевший необходимыми умениями и навыками деятельности». К концу года дети имеют достаточно устойчивые замыслы в режиссёрской игре, творчески их развивают; обсуждают и реализуют замыслы вместе с другими детьми; сюжеты имеют общественный характер или строятся по мотивам литературных или иных сказочных образов; содержание игр разнообразны; речь занимает значительное место в игре; игровые действия осуществляют с разнообразными предметами, широко используют предметы – заместители; реальные действия и предметы заменяют словом – «играют в уме»; вступают в игровое общение, используя речь, мимику, жесты, вежливо выражают просьбу, несогласие, выслушивают партнёра, согласовывают с ним действия; готовят вместе со взрослым условия для игровой деятельности, убирают игрушки после игры. Планируемы результаты детей старшего возраста за 2012-2013 уч. г. Начало года: высокий – 0%, средний – 85%, низкий – 15%, низший – 0%. Середина года: высокий – 7,5%, средний – 85%, низкий – 7,5%, низший -0%. (диаграмма)
Результаты диагностики воспитанников с 2008г. по 2012г.
Уровень развития воображения у детей с 2008г. по 2012г. (диаграмма)
Результаты диагностики по развитию у детей воображения показывают снижение низкого уровня, повышение процента детей с высоким уровнем.
Уровень развития детей по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования с 2008г. по 2012г. (диаграмма)
Результаты диагностики по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования так же показывают снижение низкого уровня, повышение процента детей с высоким уровнем.
14 слайд
Следовательно, проводимая работа является эффективной и перспективной для обеспечения коррекционного и воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении. В результате интеграции развиваются интегративные качества личности ребё нка: любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве. мире и природе; овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Развитие интегративных качеств позволяет воспитанникам успешно участвовать в мероприятиях ДОУ – конкурс чтецов «Поэзия родного края», в городском фестивале «Звёздная капель» - 1 место в номинации «Изобразительная деятельность».
15 слайд
Большие перемены в образовании потребовали по-новому посмотреть на образовательный процесс и на своих воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии. Данный проект позволяет совместить коррекцию имеющихся нарушений с развитием игровых умений и навыков, обогащением игровых замыслов знаниями о природе и культуре родного края.
Новизна и ценность педагогического опыта:
• Проект «Я живу и играю в Югре» направлен на создание условий для коррекции имеющихся нарушений у дошкольников. Режиссёрская игра выступает как средство развития и коррекции речи. Использование многофункциональных полей, нетрадиционного материала для обыгрывания предполагает разнообразные действия с ним. Это способствует обогащению знаний и представлений детей об окружающем, активизирует словарь и развивает речь детей.
• В педагогический проект включён региональный компонент. Это и является особенностью проекта. Тема игр связана с социальной действительностью и природным окружением родного края. Литературный опыт, знания о родном крае объединяются в игровых замыслах детей и делают их своеобразными и интересными.