Наталья Мяготина
Презентация опыта работы «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Представление опыта
Сказка про царя Мудреца, правителя страны Детства.
Сказочница На огромнейшем пространстве
Да в Российском государстве
Жил –был царь Мудрец,
Для детей был, как отец.
Правил он страною Детства,
Озабочен был, конечно.
Как под солнечным сияньем
Живут детки – россияне.
Все ли дети любят труд?
Всель здоровыми растут
Всель воспитаны, умны,
Жизнерадостны ль они?
Сказочница Вызывает он Министра
На вопросы ждет ответ
Царь Позовите мне Минристра,
Доложите быстро, быстро!
Я решу, как дальше быть!
Вам анализ доложу
Публикация «Презентация опыта работы „Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей-дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
И всю правду расскажу.
В нашем царстве все в порядке!
Мы задачки выполняем
И детишек развиваем
Все на уровне у нас,
Все здоровы и умны
И культурны и стройны
И со спортом мы дружны
Сказочница У царя еще вопрос
Царь А знают ли они фольклор :
Сказки, присказки, потешки,
Как умеют говорить?
Вот о чем желаю знать,
Кто мне может рассказать?
Министр Разрешите к вам сюда
Педагога пригласить
Обо всем вам доложить
Выходит царь
Царь (кивает) Как зовут?
Наталья Вячеславовна – Я могу ответ вам дать, о своем опыте рассказать.
Царь Что ж послушаю я вас.
Тема моего опыта «Использование устного народного творчества в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В конце 20 в. в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами разных форм фольклора имеет особую значимость.
«Не условным звукам только учится ребенок изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.
Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающим его людей, с обществом, среди которого он живет с его историей, стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один эстетик; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ»
Фольклор- незаменимый помощник в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Устное народное творчество нужно нам для :
_ развития просодической стороны речи (дыхание, темпы, ритм, тембр, интонационная выразительность);
_ автоматизация звуков;
- развития связной речи;
-развития фонематического слуха (звуковой анализ, дифференциация звуков);
-развития умения играть;
-развития юмора и воображения;
-усвоения нравственных заповедей;
-воспитания любви к народному творчеству, формирования умения воспринимать фольклорные тексты, слушать и слышать силу народного слова.
Из всего вышесказанного сформировала для себя гипотезу, цель и задачи, проекта, в форме которого велась работа по намеченной теме :
Слайд №4 (гипотеза, цели со страницы с опытом)
Н. В. В работе с детьми использую следующие формы русского фольклора
Слайд №5
Пословицы и поговорки - в логопедической работе лучше использовать при развитии связной речи после работы с рассказом, сказкой.
Скороговорки – упражнения в скором и чистом произношении, тренировке голосового аппарата, развитии фонематического слуха.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слова, помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи
Чистоговорки развивают, совершенствуют речевой слух дыхание
Прибаутки – лучший способ развития координации движения, мелкой моторики
Сказка формирует языковую культуру личности, связную, образную речь.
Перевертыши, колыбельные, считалки формируют образность речи, фонематическое восприятие, лексическую сторону речи.
Царь: «С чего начали работу»?
Н. В. «Развивающую среду создавать»
Слайд №6 (фотографии развивающей среды)
Разные формы устного народного творчества использую в следующих формах и видах деятельности с детьми.
Слайд №7 (фото с детьми)
Царь: А преемственность с семьей?
Н. В. Наша помощь и советы для родителей важны, помогать мы им должны
Слайд №8 (работа с родителями)
Вместе с родителями собрали библиотеку книг русского народного творчества, оформили альбомы, театральный уголок, осуществили проектирование «Мои любимые сказки», «Пословицы и поговорки», вниманию родителей были предложены консультации и папки – раскладушки, проведено родительское собрание на тему «Играем пальчиками», развлечение «День рождения Рябинки в кофе «Осень».
Чтобы коррекционная работа интересной, живой, высокоэффективной, чтобы укрепить ниточки, которые называют связью поколений, чтобы воспитывать интерес, уважение, любовь к живому слову, русскому слову, Царь Мудрец, что мы можем и должны использовать устное народное творчество.
Царь: «Я согласен, ну а есть у вас контроль»?
Н. В. Да конечно, как не быть, контроль интересный, игровой, подгрупповой. Его я провожу при помощи составленного мною сборника диагностических и групповых заданий. Дети не подозревают об оценки их знаний.
Слайд №9 (фото сборников)
Диагностика показала эффективность использования в работе по коррекции речевых нарушений устное народное творчество
Слайд № 10 (таблица с результатами диагностики)
Таким образом, произведения устного народного творчества развивают у детей речь, мышление, память, воображение и имеют огромное воспитательное значение и познавательное значение.
Сказочница: Выслушав все Царь Мудрец, подытожил
Царь: Опыт к сведенью принять
И в практику внедрять.
Это все на пользу трону моему,
Ведь будет в царстве подрастать
Поколение подстать,
Умное и крепкое,
Образованные чада, все воспитаны как надо.
И не надо беспокоиться напрасно
Мне за будущее царство
Тут и сказочки конец
Кто все слушал молодец.