гульнара валова
Опыт работы «Формирование основ здорового образа жизни в игровой деятельности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша - это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Публикация «Опыт работы „Формирование основ здорового образа жизни в игровой деятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.
Но для решения указанных задач на практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников - игры.
Игра - это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, является естественным спутником жизни ребёнка.
Наиболее распространённые и самые любимые среди детей дошкольного возраста подвижные игры. В основе их лежат физические упражнения, в процессе которых ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определённой, заранее поставленной цели. Играя, ребенок всегда находится в определенных взаимоотношениях с коллективом. Игра - это первая школа воспитания общественного поведения.
Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно- сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.
В нашей группе оборудован уголок для подвижных игр, где есть мячи, скакалки, кегли, различные мишени, а также пособие «Рыбки» для профилактики плоскостопия.
Наблюдения за часто болеющими детьми показали, что обычно заболевание начинается с насморка, заложенности носа, затем появляется кашель. При заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание, мы проводим тренировку дыхательной мускулатуры, это улучшает кровообращение, предохраняет от переохлаждения. Был создан Комплекс дыхательных упражнений игрового характера. Эти игры я стала включать в оздоровительные минутки на занятиях, в комплексы упражнений после дневного сна, на зарядке.
Сюжетно-ролевые игры обязательный спутник детей, в них дети учатся самостоятельно организовывать игру, распределять роли. Для сюжетно-ролевой игры «Больница» помимо обычного оборудования используется настольная ширма, она дополняет организацию игры и зонирует пространство.
Дидактические игры.
Создана картотека дидактических игр, которая используется нами для обогащения, закрепления знаний детей о здоровом образе жизни.
Настольные игры.
Для обогащения и закрепления знаний детей о организме создана игра «Колесо здоровья». С помощью игры ребята самостоятельно могут увидеть, а в последующем и запомнить полезные продукты питания, условия оказывающие благотворное действие на наш организм. А именно: укрепить кости, мышцы, волосы, сохранить зубы и зрение.
Конечно, здорового образа жизни не будет без правильного разнообразного питания. Поэтому для своих воспитанников я решила сделать игру «Витаминки», в нее можно играть как индивидуально, так и группой, например, кто быстрее выложит все карточки.
А – морковь, помидор, абрикос, яйца, рыба, масло, перец.
В – мясо, горох, орехи, тыква, кабачки, творог, бананы.
С – шиповник, апельсин, лимон, груша, лук, капуста, смородина.
Д – молоко, творог, масло, икра, рыба, грибы, морепродукты.
Чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем, не вредить, а помогать ему ритмично работать. Он научится разумно и бережно относиться к своему здоровью, что будет способствовать его укреплению. Все это, несомненно, будет иметь положительное влияние на здоровье и развитие ребенка при обучении его в школе.