Людмила Давыдова
Презентация на тему «Познание человека с детьми с ДЦП»
▼ Скачать + Заказать документы
1. /Тема / Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания.
В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется – важно не упустить это мгновение, важно научить детей осознавать реальное положение человека в его зависимости от природы.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость. Входя в науку не через освоение готовых знаний, а через собственные наблюдения, ребёнок сохраняет своё видение мира.
Публикация «Презентация на тему „Познание человека с детьми с ДЦП“» размещена в разделах
Опыты чем-то напоминают фокусы, они обычны, а главное: дети всё проделывают сами, и, всё что получилось, можно понять и объяснить. Знания, полученные во время опытов, запоминаются надолго.
2. / Фото детей/ Важность нашей работы в том, что в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» раздел «Ознакомление с человеком» отсутствует. Поэтому проблема «Познание человека и его взаимосвязи с природой», является актуальной.
Методических разработок по ознакомлению дошкольников с человеком очень мало, оттого и познания детей в этой области минимальны. И мы считаем, что начиная с младшего дошкольного возраста можно начинать поощрять поисковую активность детей, когда сведения о мире усваиваются самым экономным способом – путём запечатления.
Лишение возможности экспериментировать, как доказал Н. Н. Поддьяков, постоянное ограничение самостоятельной деятельности, приводит к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь.
Исходя из желания достичь результатов в познавательной деятельности детей была поставлена определённая цель и задачи.
3. /Цель и задачи/
Из огромного мира представителей живого класса мы остановились на углублённом изучении человека. А вот о взаимосвязи человека с некоторыми объектами неживой природы нам и предстоит выяснить в ходе опытнической деятельности.
Для работы определила три блока познавательной деятельности :
1 блок – Человек.
2 блок – Неживая природа.
3блок – Экспериментальная деятельность.
4. /Фото лаборатории/
Понимая значения экспериментирования в детском саду для психического развития ребёнка, мы оборудовали мини – лабораторию.
5. / Оснащение лаборатории/
Роль педагога в экспериментальной деятельности является ведущей в любом возрасте, но участвовать в эксперименте он должен таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнёром, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана, так как непредсказуемы предположения детей.
Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственный опыт, делал всё сам, а не был в роли наблюдателя.
6. /Правила самоисследования/
Всегда необходимо помнить о соблюдении правил при самопознании.
Экспериментирование, организуемое педагогом, безопасно для ребёнка и в то же время знакомит его с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
7. /Список пособий/
Для того чтобы было легче работать над задуманной темой, мы, кроме оснащения лаборатории изготовили и приобрели следующие пособия:
Чтобы наглядно проследить взаимосвязь живого и неживого необходимо все три блока программы проводить параллельно.
8. /Фото/
1 блок: Познание человека. Начали с определения «Я – человек». Пытались составлять рассказы на тему «Кто я?» : девочка или мальчик; кем была мама маленькой, кем стала; кем был дедушка; как взрослеет человек? Использовали зеркало, чтобы рассмотреть свои части тела, обследовали части тела соседа, сравнивали, анализировали.
Работали с карточками – моделями. Выясняли понятие: питание, рост, дыхание, движения. Исследуя каждую часть своего тела, старались понять, какую функцию она выполняет, нужна ли, можно ли её заменить чем-то.
Рассматривая основу человека – скелет, сначала использовали тряпичную куклу. Пробовали повторить её движения. Оказалось, что не все движения доступны. Затем рассматривали робота, выполняли его движения. Оказалось, что это не совсем удобно. Делали выводы.
Самоисследование вызывало у детей живой интерес и удивление.
9. Основные темы занятий «Познание человека»
10. /Фото опытов с воздухом/
2 блок: Неживая природа. Воздух. Необходимо показать детям, что – это нечто реальное. А это вызывает определённую трудность, так как ребёнок, в отличие от воды и солнца, воздуха не видит, не может потрогать его руками, не может с ним действовать.
Вот тут помогает экспериментирование из серии «Поиск воздуха».
11. Фрагмент занятия «Поиск воздуха»
12. Основные темы занятий и экспериментов «Воздух»
13. /Фото опытов с водой /
Вода – один из главных источников жизни. Показать детям значимость воды в жизни человека; объяснить, что из воды состоит всё живое и человек тоже.
14. Ролик подвижна игра на тему «Круговорот воды в природе»
15. Основные темы занятий «Вода»
16. /Фото со снегом/
Солнце – источник света и тепла. Объяснить, что без солнца мир был бы тёмным, холодным, мёртвым. Показать, что свет и тепло даёт жизнь всему живому.
17. Основные темы занятий и экспериментов «Солнце»
18. /Фото опытов – экспериментов/
3 блок: Практическая работа вызывала у них огромный интерес, что и понятно – это для них игра и, в то же время, необычная игра.
Важным в нашей работе был не столько результат, сколько сам процесс работы в ходе эксперимента, соответственно и оценивать нужно не то, какого результата добился ребёнок /учитывая диагнозы заболеваний/, а то, как он думал, рассуждал.
Нашу группу посещают дети с ДЦП, ПЦНС, ЗПР, ЗРР, детским аутизмом. Эти заболевания объединяют ряд синдромов, которые возникают с повреждением головного мозга, что обуславливает сложную структуру неврологических и психических расстройств.
Именно эта категория детей наиболее зависима от качества специального образования, путём создания и реализации гибких программ, позволяющих формировать у детей знания, умения и навыки в соответствии с их возможностями, обогащать практический опыт детей, что доступно в экспериментальной деятельности.
19. Диагностика 1/Таблица/
Для определения уровня знаний по экологическому развитию провела диагностику. По результатам прошлого года показатели диагностики таковы:
1 срез – начало года, 2 срез – конец года.
Двое детей с различными формами ДЦП и ПЦНС, но с сохранным интеллектом освоили программу по всем разделам.
У троих детей заметны улучшения.
Двое детей остались на прежнем уровне. Практика показала, что в наших группах подразделять детей на занятия по возрастным категориям нельзя. Так у нас ребёнок 7летнего возраста имеет интеллект четырёхлетнего ребёнка, сложно усваивает любые задания. И мальчик с ДЦП, плюс сложная форма ЗПР, ближе к УО, программу не усваивает.
В начале этого года вновь провела диагностику, в том числе и с вновь поступившими детьми. У этих детей результаты были нулевые.
Программа познания человека и экспериментирования сложная, но детей она увлекает, а поэтому мы продолжим работу и с этими детьми.
Для этого нужно включить что-то новое, что позволит объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Китайское изречение: «То, что я услышал – я забыл,
То, что я увидел – я помню,
То, что я сделал – я знаю»,
станет девизом нашей работы.
20. /Фото коррекционной работы/
У наших детей очень слабо развита мелкая моторика, а для проведения опытов это немаловажно, возникла необходимость включить в работу упражнения на развитие мелкой моторики в опытнической зоне. Это:
1. Работа с пипеткой, с воронкой, со шприцем без иглы, с мерными ложками,
с резиновой грушей, с песком, водой.
2. Тактильные ощущения.
Все эти упражнения выполнялись сначала одной рукой, затем другой, если есть такая возможность.
21. Для заинтересованности детей стала использовать развивающее пособие «Говорящая анатомия». Что-то звучащее всегда привлекает детей и с этим пособием дети, нажимая кнопки, работают самостоятельно.
Ролик «Говорящая анатомия»
22. /Фото с компьютером/.
Далее в нашей работе появляется сказочный персонаж из фильма «Невероятные приключения в теле человека». Используя компьютер (время просмотра не должно превышать 3-5минут, дети с волшебным мальчиком переносятся в тело человека. Вместе с героями дети узнают много нового и полезного. Ведь человек – одна из самых больших загадок природы.
Всего 20 занятий, например:
• Почему выпадают зубы?
• Почему мы чувствуем боль?
• Почему мы икаем?
23. /Фото. Игры – развлечения. /
Интересными показались детям и игры – развлечения, например:
• Сколькими способами может передвигаться человек?
• Что лучше: руки или ноги?»
24. Ролик «Игра «Нужны ли человеку глаза?»
25. Диагностика 2.
Новые методы оказались эффективными. Дети с интересом исследовали себя. Затаив дыхание работали с пипеткой, искали шарики в песке, ловили в воде. Поочередная смена рук в работе вызывала напряжение, но и желание добиться результата. И вот результаты обследования другой диагностики.
Количество детей с высоким уровнем осталось прежним, но с низкого на средний уровень поднялись 2 ребёнка.
Времени прошло немного, а уже можно отметить даже самые незначительные результаты, хотя бы даже желание и стремление заниматься экспериментированием и самопознанием. А если появился интерес, придёт и любознательность, и исследовательский опыт.
Ведь в нашей работе важен не результат, а участие и приобретённый опыт, даже если это опыт неудач.
26. /Фото стенда работы с родителями/
Работая над такой сложной темой, важно осуществлять постоянное взаимодействие с семьёй.
Педагог даё т задание рассказать о новом открытии дома: «Вдруг папа с мамой не знают…», а родители должны поддержать игру и удивиться рассказу. Для этого с самого начала родители осведомлены о содержании работы.
Желательно, чтобы родители дома повторяли с детьми опыты, причём инициатором и учителем должен быть ребёнок.
27. Заключение. /Работа с кроссвордами. /
Знания, полученные на занятиях являются для детей не абстрактными, оторванными от жизни истинами, а сведениями, которые дети освоили сами в результате исследований и самоисследований.
Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась. Работа по самопознанию и экспериментированию оказывает влияние на:
- повышение познавательной активности ребёнка;
- развитие функций пространственного анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- личностные характеристики /проявление инициативы, самостоятельности, умение сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения/;
- речевое развитие.
Следовательно: работу следует продолжать.
В дальнейшем мы планируем:
1. Действия и результаты опытов фиксировать графически.
2. Включать в работу решение кроссвордов по теме. Решение кроссвордов способствует развитию таких качеств характера, как настойчивость, способность соотносить свои догадки с реальностью, выдвигать гипотезы, проверять их истинность.
28. Спасибо за внимание!