Юлия Полушкина
Метод игрового рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. В свое время изучением этой проблемы занимались целый ряд педагогов и психологов.
Слайд №2
Основной результат их исследований - выявление звеньев механизма овладения связной речью ребенком.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
Слайд №3
Публикация «Метод игрового рисования» размещена в разделах
В настоящее время воспитатели испытывают затруднения в решении задач по развитию связной речи детей, так как большое количество детей в группе не позволяет охватить речевой деятельностью всех детей в группе за короткий промежуток времени, отведенный для непосредственно образовательной деятельности. Поэтому целесообразно проводить работу по развитию связной речи и в индивидуальной и подгрупповой форме организации совместной деятельности воспитателя с детьми.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта нами было принято решение объединить образовательные возможности изобразительной деятельности, а именно рисования, и театрализованной деятельности в процессе работы по развитию связной речи детей. Мы назвали этот метод - методом игрового рисования.
Слайд №4
По своей сути этот метод является театрализованной игрой, игрой на бумаге, игрой в процессе рисования. Детям предлагается изобразить на бумаге героев известных им произведений художественной литературы: сказок, стихов, рассказов и т. д., описывая их внешний вид, характер, и воспроизвести или придумать ролевой диалог для нарисованных персонажей, а также пересказать данное произведение или придумать собственную сказку или рассказ.
Гипотеза: Слайд №5
предполагалось, что использование метода игрового рисования обеспечит условия развития у детей связной монологической и диалогической речи.
В соответствии с гипотезой исследования нами были определены следующие задачи: Слайд №6
Изобразительные возможности детей младшего дошкольного возраста довольно невысоки. Поэтому нами было задумано разработать методическое пособие, призванное облегчить изобразительную сторону игры, повысить интерес детей к процессу изображения и обыгрывания сюжетов.
Мы изготовили наборы трафаретов для рисования, Слайд №7, с контурами героев известных детям сказок, стихов, рассказов.
Мы предлагаем ребенку Слайд №8 (группе детей) нарисовать сказку, выбираем вместе с ребенком трафареты, рисуем их. Затем дети дорисовывают недостающие детали: глаза, нос, рот, особенности персонажа, предметы, характерные для персонажа. Слайд №9 В процессе рисования мы ведем с ребенком беседу об особенностях персонажа: характере, внешнем виде, учим развернуто отвечать на вопросы, описывать персонаж.
Слайд №10 Далее мы с ребенком играем в сказку, озвучивая диалог персонажей.
Слайд №11 Следующий этап работы – показ сказки зрителям. Это способствует повышению интереса детей к данному виду деятельности, а также повышает самооценку маленьких «актеров» и «художников».
Слайд №12… 13… 14 Второе пособие представляет собой альбомы для дорисовывания и раскрашивания. Составляя эти альбомы, мы сами рисовали силуэты персонажей, намеренно опуская некоторые детали (уши, хвосты и т. д., с целью обратить внимание ребенка на особенности данного персонажа, Ребенок дорисовывает детали, стараясь передать в рисунке характерные особенности данного персонажа, его характер и эмоции.
Слайд №15 Затем озвучивает диалог персонажей или рассказывает сказку. Наряду с главной целью игры – развитием связной речи детей, мы старались не упускать возможность использовать игру и в целях нравственного воспитания и социализации детей в обществе.
Слайд №16 Мы разработали перспективный план совместной работы педагога с детьми младшего дошкольного возраста по развитию связной речи с помощью метода игрового рисования, в который были включили разработанные нами театрализованные игры, соответствующие возрасту детей.
Слайд №17 В целях повышения педагогической грамотности нами был проведен мастер-класс для родителей «Рисуем вместе с детьми – развиваем речь ребенка».
Слайд №18 С целью передачи педагогического опыта нами был проведен мастер-класс и для педагогов, в ходе которого мы познакомили педагогов с нашими разработками.
В ходе первичной диагностики уровня развития связной речи детей нами были получены следующие результаты: Слайд №19
После проведенной нами работы по развитию связной речи методом игрового рисования мы провели контрольное обследование и получили следующие результаты Слайд №20:
При сравнении результатов Слайд №21 нами были сделаны следующие выводы:
• Количество детей, показавших высокий уровень развития связной речи, выросло на 6%;
• Количество детей, показавших достаточный уровень развития связной речи выросло на 30%;
Таким образом, можно утверждать, что в процессе нашей значительно вырос уровень развития связной речи детей, дети приобрели и улучшили навыки ведения диалога, описательного и повествовательного рассказывания, что обосновывает целесообразность использования метода игрового рисования с целью развития связной речи детей.
Слайд №22 Это было отмечено и нашими коллегами в ходе всевозможных творческих конкурсов, в которых участвовали наши малыши: «Лепим, рисуем – творим», «Конкурс театрализованных миниатюр», «Конкурс групповой песни» и др.
В дальнейшем мы намерены продолжать исследовательскую деятельность по данной теме. Мы предполагаем, что игра с трафаретами будет интересна и старшим дошкольникам. Ее можно разнообразить и усложнить с помощью более сложных персонажей и художественных произведений, соответствующих возрасту, а также привнести элемент творчества в игру.
Мы решили на основе нашего опыта разработать проект по интеграции образовательных областей: художественно-эстетического и речевого развития. А также планируем распространять наш опыт среди педагогов района. Благодарим за внимание. Слайд № 23