Валерия Дубенцова
Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада
▼ Скачать +Заказ
Презентация к родительскому собранию "Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада"
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Одной из приоритетных задач педагогов ДОУ и родителей дошкольников является формирование и развитие правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста путём использования разнообразных средств и приёмов.
Публикация «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников в условиях семьи и детского сада» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Однако многие родители, к сожалению, не придают серьезного значения неправильному произношению звуков их детьми и упускают драгоценное время, надеясь на то, что с «возрастом все постепенно пройдет», «выговорится».
Естественно, что неправильное произношение звуков воспринимается, особенно подростками, как самое настоящее несчастье, мешающее достижению многих личных целей (выбор профессии, личная жизнь).
Особое внимание хочется обратить на то, что некоторые дефекты произношения звуков, не устраненные до начала обучения ребенка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражается на письме.
Нарушения речи:
Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом.
Вас должно насторожить, если ребенок:
• очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
• часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
• имеет сильное слюнотечение;
• не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
• не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;
• говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам;
вместо «девочка» говорит «де»;
«зайчик» — «за»;
«иди» — «ди»;
«смотри» — «апи»;
• употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова:
«ако» — молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Средства, влияющие на правильное звукопроизношение детей дошкольного возраста:
• Правильная, отчетливая и неторопливая речь окружающих ребенка взрослых людей.
Это тот образец для подражания, которому ребенок следует в нелегком для него процессе овладения правильным произношением звуков. Если же такой образец отсутствует, то усвоение ребенком правильной артикуляции звуков резко затрудняется или становится даже невозможным. Об этом свидетельствует например, случай широко распространенной «семейной картавости», которую ребенок усваивает, подражая родителям. И уж совсем недопустимо сюсюканье взрослых с ребенком.
• Развитие словаря, обогащение словарного запаса:
• Чтение и прослушивание и заучивание наизусть стихотворений, сказок, коротких рассказов;
• Ролевая игра. Игра в телефон стимулирует речевое развитие ребенка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность. Поощряйте склонность детей к подражанию — это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
• Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры типа «Каравай», «По кочкам», «Баба сеяла горох» и др.
• Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?», «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.
• Проговаривание слоговых цепочек с сохранными звуками (ПА, ПО, ПУ, ПЫ; БА, БО, БУ, БЫ, чистоговорок, скороговорок;
• разнообразные речевые игры и ситуации.
Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.
• Развитие фонематического слуха и силы голоса:
1. СКАЖИ С РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ
Цель: учить ребенка произносить чистоговорку с вопросительной и восклицательной интонацией.
Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать интонационную сторону речи.
Взрослый произносит чистоговорку, ребенок повторяет ее.
В: Сейчас надо сказать ее весело, чтобы в конце можно было поставить восклицательный знак.
Если ребенку трудно, взрослый дает образец.
В: Теперь надо сказать чистоговорку так, как будто ты спрашиваешь, и чтобы в конце можно было поставить вопросительный знак.
2. СКАЖИ ТИХО - ГРОМКО
Цель: учить ребенка менять силу голоса. Задача: автоматизировать звук в словах и фразе, развивать силу голоса.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же силой голоса. Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый в процессе проговаривания выкладывает фишки-опоры.
Чем больше фишка, тем выше сила голоса.
В: А сейчас скажи тихо, вот так. ОО-ОО- ла-ла -острая пила.
Ребенок сам, ориентируясь на размеры фишек, произносит чистоговорку.
3. СКАЖИ МЕДЛЕННО - БЫСТРО
Цель: учить ребенка менять темп речи. Задача: автоматизировать звук в слове и во фразе, работать над темпом речи.
1 вариант
Взрослый произносит чистоговорку и просит ребенка повторить ее с той же скоростью.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, взрослый «выкладывает» чистоговорку фишками, делая между ними соответствующие расстояния. Чем медленнее проговаривается чистоговорка, тем больше расстояние между фишками.
О О О О
ла ла острая пила
• Артикуляционная гимнастика
(гимнастика для тренировки мышц языка)
Когда люди делают гимнастику для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
• Улучить кровоснабжение артикуляторных органов,
• Укрепить мышечную систему языка, губ, щек
• Научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
1. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно,
2. Выполнять упражнения 2 раза в день по 3-5 минут.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз, обязательно сидя.
4. Выполнять гимнастику для язычка перед зеркалом небольшого размера, чтобы ребенок видел, что происходит с его лицом и речевыми органами.
5. Начинать гимнастику нужно с упражнений для губ.
6. Упражнения выполняются - от простых к сложным.
7. Выполнять гимнастику в игровой форме - поиграйте с ним в игру, "сейчас будем показывать как слоник хобот вытягивает","как белочка улыбается" и т. д.
8. Обязательно хвалите ребёнка, он ведь так старается.
• Развитие мелкой моторики пальцев рук:
* Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками).
* Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
* Теневой, пальчиковый театр.
* Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками.
* Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование «петелькой» и «штрихом» (упражнения выполняются только простым карандашом).
* Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
* Конструирование и работа с мозаикой, пазлами, шнуровка.
* Выкладывание фигур, букв из счетных палочек, спичек, фасоли, пуговиц.
* Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук (с предметами- колючие мячики, су-джок терапия и без предметов). Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
• Дыхательные игры и упражнения
Дыхательные упражнения улучшают полноту речевого дыхания, ритмику всего организма, развивают самоконтроль и произвольность. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
* Дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
* Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
* Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь -
свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Список использованной литературы:
1. Алтухова Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова - СПб. : Издательство «Лань», 1999
2.. Волкова Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи // Логопедия. - М. : Гуманитарный изд. ценр ВЛАДОС, 2004
3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С. А. Миронова. - М. : Просвещение, 1991.
4. Туманова Т. В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей детских садов / Под ред. Профессора Т. Б. Филичевой. -- М. : Издательство ГНОМ и Д, 2001.
5. Итернет ресурсы: http://vscolu.ru/articles/logopedicheskaya-rabota-profilakticheskaya-napravlennost.html