Надежда Сидорова
Занятие с ИКТ в старшей группе «Праздник Пасхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
Образовательные:
• Ознакомление с традициями русской православной культуры и праздника православной Пасхи;
• Обеспечение потребности исследовательской опытнической деятельности детей в процессе непосредственно образовательной деятельности;
• Знакомство с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца (славянскими писанками);с историей и особенностями этого древнего искусства;
• Обучение рисованию традиционных элементов и орнаментов;
• Формирование основ деятельностной компетенции детей старшего дошкольного возраста;
Публикация «Занятие с ИКТ в старшей группе „Праздник Пасхи“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
• Обеспечение интегрированием образовательных областей: Труд, Социализация, Музыка, Художественное творчество, Художественная литература, Познание, Коммуникация.
Воспитательные:
• Гражданско – патриотическое и духовное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления детей с искусством и культурой русского народа.
Развивающие:
• Развитие всех психических процессов: речь, мышление, память, внимание.
Здоровьесберегающие:
• Сохранение уровня здоровья детей;
• Обеспечение смены динамических поз в непосредственно образовательной деятельности.
Информационные:
• Обеспечение необходимого уровня информационно – коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Предварительная работа.
Рассматривание писанок или их высокохудожественных изображений.
Беседа о том, что в разных видах декоративно- прикладного искусства часто встречаются одинаковые элементы декора.
Рассказ воспитателя о праздновании праздника Пасхи в старые времена, о народных играх тех лет.
Нанесение разных узоров на плоскостную форму яйца.
Литература.
Лавренова Л. Е. «Детские праздники в школе и дома»
Санкт- Петербург 2002
Лунина Г. В. «Воспитание детей на традициях русской культуры» Москва 2004
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2004
Лыкова И. А. «Снесла курочка яичко»
Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. «Весенние праздники, игры и забавы для детей» Москва 1998
«Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду» под редакцией А. В. Орловой Владимир 1995
Интернет - ресурсы
Оборудование.
Музыкальное сопровождение,
карусель для игры «Заря- заряница»,
мультимедийное оборудование
краски гуашевые всех цветов (на каждого, кисти, ватные палочки, салфетки,
оборудование для опыта (миска с кипятком, ложки, термоплёнка, яйца куриные варёные,
яйца куриные варёные для росписи (на каждого)
Ход занятия:
Под «Колокольный звон» воспитатель читает стихотворение А. Плещеева «Христос Воскрес!»
Повсюду благовест гудит.
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля…
Весна идёт, полна чудес!
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Светлое Христово Воскресенье наименовано Пасхой и считается самым главным праздником христианской церкви.
Как и всякий большой праздник, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола. Считается, что колокольный звон отпугивает «нечистую силу». Поэтому повсюду звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное праздничное настроение.
Ещё с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца, и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
Давайте и мы поводим хоровод.
Хоровод «Заря- заряница»
На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Кто знает, что это за еда? (Ответы детей)
Она включает в себя куличи, пасху из творога и крашеные яйца.
Главный символ праздника - окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремилась наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. А почему яйца раньше красили в красный цвет? (Ответы детей)
Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа.
А скажите, ребята, что делают с крашеными яичками на Пасху? (Ответы детей)
На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтоб только добро и свет приставали к нашим душам, чтобы всё худое, плохое в этот день отстало, ушло.
Да, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел - расписывать яйца.
Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в красный цвет, затем стали красить в разные - жёлтые, синие, зелёные- цвета. И назывались эти яйца….? (крашенки)
Позднее появились яйца из фарфора, золота, серебра, украшенные бисером или драгоценными камнями, а также стеклянные с гравировкой (показ).
Некоторые люди прибегали к такой хитрости: брали плёночку с уже нанесённым узором, засовывали туда яичко и опускали в кипяток, плёночка притягивалась крепко к яичку, и оно было готово. Давайте попробуем проделать всё это. (Опыт)
Потом крашеные яйца стали расписывать узорами. И назывались эти яйца….? (писанки).
Сегодня мы с вами отправимся в уникальный мини- музей «Писанки», где вы не только познакомитесь с историей и особенностями древнего искусства, но и сами сможете заняться творчеством по его мотивам.
Писанки - одна из наиболее ярких страниц славянского декоративного искусства. Это мастерство миниатюрной росписи на поверхности яйца- настоящего или деревянного, или металлического.
Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках- это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами.
Кто знает, как называется этот символ? (показываю на бесконечник). (Ответы детей).
А что он означает? (Ответы)
Какие ещё элементы декора вы знаете? (Ответы).
Что означают солнышки на «полюсах» яйца? (Ответы).
Ну а теперь самое время сесть и поучиться мастерству росписи яиц. Все хитрости росписи вы уже знаете, у вас есть подсказка- схема. В своей работе вы можете использовать не только кисти, но и ватные палочки и пальчики для создания маленьких и больших точек. Начинайте!
(Под русскую народную музыку дети расписывают яйца).
Подведение итогов.
Что нового мы сегодня узнали?
Чему научились? (Ответы детей).
Да, сегодня мы поучились замечательному мастерству росписи яиц, узнали о маленьких хитростях, которые помогли вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки. Ваша писанка будет чудесным подарком вашему самому близкому и дорогому человеку.