Оксана Салимова
Конспект занятия «Игра — это интересно»
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Каштановая загадка»
Цель: развивать у детей познавательные способности посредством методов и приемов ТРИЗ-технологии
Задачи:
Образовательные:
Развивать умения исследовать природные и рукотворные объекты с помощью «Исследовательского планшета».
Учить решать проблемные ситуации используя ресурсы.
Учить детей составлять загадку по алгоритму с использованием схемы.
Публикация «Конспект занятия „Игра — это интересно“» размещена в разделах
Учить детей задавать сильные вопросы, находить существенный признак в объекте. (игра «Данетка»)
Продолжать учить применять свойства и характеристики одного объекта на другой (МФО)
Развивающие:
Закрепить с детьми представление о дереве, о семенах каштана.
Закрепить и систематизировать полученные ранее знания об условиях необходимых для роста и развития растений.
Закрепить навык работы с анализаторами, «именами признаков» .
Развивать навык определения противоречий о свойствах дерева в дидактической игре «Хорошо-плохо».
Развивать фантазию, вариативность мышления, внимание, эмпатию.
Развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Развивать любознательность и познавательную активность.
Закреплять знания о деревьях по внешним признакам плода и листьев.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе, понимание ее значения в жизни человека.
Воспитывать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Дети заняты самостоятельной деятельностью и вот воспитатель привлекает внимание детей звуком из коробки. Дети, услышав звук, подходят к нему.
Воспитатель: - Ребята ученые – селекционеры просят нас помочь, и что-то прислали нам для исследования вот в этой коробке (трясет каштаны в коробке)
- Как вы думаете, что там? (предлагаю детям потрясти, послушать, предположения детей).
- Можем ли мы сейчас определить? (ответы детей)
- А может быть с помощью носа, мы сможем понять, что там находится? (ответы детей)
-А руки нам могут помочь определить что там?
- Кто хочет попробовать определить? (ответы детей)
Воспитатель: Вариантов много, а как мы можем проверить, узнать наверняка, что внутри коробки? (ответы детей – посмотреть)
-Что это? (Предположения детей, кто-то говорит, что это каштан)
- Разве это дерево? Ведь каштан – название дерева. Посмотрите на экран. Перед вами каштан. Что можно сказать об этом дереве? (развесистое, большие красивые листья).
-А что же это? (семена дерева – орех каштана)
Поэтому если говорить точно, то надо сказать, что это – орех каштана. Но мы называем семена каштана одним словом «каштан», так что твое предположение, Маша, было также правильным.
-А вы, хотите больше узнать о каштане?
- А где мы можем его исследовать? (ответы детей в лаборатории). Лаборатория нас ждет.
2. Исследование каштанов.
Дети подходят к рабочим столам с необходимым оборудованием (каштаны и планшеты по количеству детей, тазы с водой)
Воспитатель: - Все необходимое для исследования у нас на столах. Перед началом работы, давайте вспомним, что мы можем узнать с помощью исследовательского планшета. (Рассказ детей об условных обозначениях).
Можно начинать исследование? (да)
(дети самостоятельно обследуют каштаны и фиксируют результаты с помощью планшета)
Воспитатель: - Ребята, что вам удалось узнать об орехе каштана?
Рассказы детей с опорой на планшет. У одних каштан может остаться на плаву из-за нарушенной целостности, у других утонуть, так как более крепкий. Попросить рассказать 2 детей (с утонувшим, и плавающим каштаном).
-природный объект; - можно сжать
- рукотворный объект; Z - можно сломать
- твердый объект; - может поменять форму
- жидкость; -впитывает воду
- газ - тонет в воде
Воспитатель: - Как вы думаете, почему у, каштан утонул, а у … плавает? (предположения детей - легче воды остался на поверхности)
- А почему он легче воды? Как можно проверить? (расколоть орех и посмотреть)
Раскрываем орех, который утонул и плавающий, анализируем семя.
- Мы с вами сейчас селекционеры, а что они делают?
- Ребята, в тарелку какого цвета вы хотите положить хорошие каштаны? (ответы детей)
- Тогда плохие мы положим в эту тарелку (у воспитателя 2 тарелочки разного цвета).
3. Проблемная ситуация
Воспитатель: - Ребята, мы с вами выяснили, что каштаны - это семена дерева, так давайте их посадим. Что нам необходимо сделать перед началом работы? (одеть фартуки)
- Как вы думаете, сколько можно посадить каштанов в один стаканчик?
(ответы детей) Почему?
- В каком посадочном материале могут расти наши каштаны? (земля, опилки, песок, мох).
- Селекционеры, мы можем выбрать посадочный материал, и все необходимое для посадки и приступить к работе. (Ребенок, выбрав посадочный материал, приступает к работе, досыпает землю в стаканчик лопаткой).
Я сажаю каштанчик, в свой стаканчик. Тряпочки – салфетки на столе.
- Мы завершили работу? (дети говорят о том, что необходим полив)
Воспитатель: - Как же нам это сделать? У меня в коробке есть некоторые предметы. (Губка, бумажная салфетка, тканевая салфетка, деревянный брусок)
- Подумайте, какой предмет, бесспорно, будет бесполезен? Почему?
- С помощью остальных предметов можно решить проблему? Почему?
- С каким предметом результат будет наилучшим?
(С помощью губки, дети набирают воду и отжимают ее в посадку).
4. Дидактическая игра «Карусель признаков»
Воспитатель: - Ребята, мы с вами исследовали и посадили наш каштан, а что еще мы можем с ним сделать? (Предложения детей – бросить, сделать поделку, поиграть).
- Коля предложил нам поиграть. Хотите поиграть в игру «Карусель признаков»?
Звучит музыка, дети бегут по кругу, по окончанию музыки останавливаются и 2 детей рассказывают значение признака в каштане.
5. Знакомство с алгоритмом составления загадки.
Воспитатель: - А хотите составить загадку про каштан? Поможет нам вот эта таблица и карточки.
Недалеко от столов для исследования стоит мольберт с таблицей и столик с карточками и маркером. Предлагаю детям удобно разместиться на ковре, модулях, стул, за столом. Сама сажусь на стульчик.
- Какие помощники «умной головы» помогали вам в исследовании? (глаза, руки).
На таблице уже стоят изображения анализаторов.
- Их изображение вы видите по левому краю таблицы.
-Что увидели наши глаза? Какие признаки обозначаются этими карточками?
- Какой каштан? (Круглый, коричневый).
- С чем его можно сравнить? (ответ зарисовывается)
- Что почувствовали наши руки? Что обозначают эти признаки? (гладкий, маленький).
- С чем можно сравнить? (ответы детей)
- Что услышали наши уши? (каштаны гремят). Какой признак обозначает эта карточка?
- С чем можно сравнить?
Карточки анализаторов и признаков уже располагаются в таблице.
-А теперь, ребята, смотрите: я добавлю два коротких слова «но не» и получается загадка.
Круглый, коричневый, но не картофель,
Гладкий, маленький, но не мяч,
Гремит, но не погремушка.
Что это?
Воспитатель: - В нашей лаборатории есть образцы плодов других растений. Кто хочет придумать загадку о них. (2-3 ребенка составляют загадку)
6. Физкультминутка.
Воспитатель: - Мы с вами хорошо потрудились в нашей лаборатории, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и прогуляться по каштановой аллее.
7. Круги Луллия «Детки с ветки»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а это что такое? Проказник ветер перепутал все на наших волшебных кругах. Давайте вернём каждому дереву его плод.
- Вы можете присесть на наши скамеечки.
Дети садятся. После выполнения задания, предлагаю детям, объединится парами и проверить результат.
8. Игра «Хорошо – плохо»
(на экране появляется изображение большого каштана)
Воспитатель: - Посмотрите, как вы думаете, это молодое дерево или старое? Почему?
- Большое дерево – это хорошо, потому что… (в жару от него тень, оно вырабатывает много кислорода, на ветвях дерева птицы могут вить гнёзда).
Большое дерево это плохо, потому что (оно старое, могут сломаться ветки и на кого-то упасть, осенью приходится убирать много опавшей листвы, оно высокое, ветки могут задевать электрические провода).
9. Игра «Данетка» с использованием тантоморесок.
Воспитатель: - Большое дерево может стать домом для птиц и насекомых, давайте поселим их на дереве (показываю общую картинку, для сужения поля выбора для детей, а поможет нам в этом игра «Данетка» и маски. Правила игры вы знаете.
Перед детьми лицевой стороной вниз лежат тантоморески с изображением воробья, сороки, вороны, бабочки, гусеницы, жука. Ребёнок, не глядя на изображение на лицевой стороне, вставляет лицо в отверстие и с помощью вопросов пытается выяснить кто он. Дети же отвечают на его вопросы только «да» или «нет».
Игра :
- У меня есть крылья? (Да)
- Я маленькая птичка (Да)
- Я чирикаю? (Да)
-Я воробей? (Да)
После того, как ребёнок угадал кто он, на изображении дерева на большом экране появляется картинка.
10. Игра «МФО метод фокальных объектов»
- Ребята мы много интересного узнали о каштане, можно назвать его чудесным?
-Давайте сделаем его чудо - деревом. А поможет нам в этом коробочка с предметами. Кто хочет помочь, выбрать предмет? (шнурок, мячик, куклу)
Дети достают объект и определяют его функции и свойства. Например, шнурок - длинный, легко завязывается, желтый. Совмещаем признаки с каштаном: каштан длинный, каштан завязывается, каштан желтый. Как сделать так, чтобы каштан был длинным, желтым. По аналогии рассматриваем мячик, куклу.
11. Итог.
Вот какое чудесное у нас получилось дерево. Ребята, если кто-то хочет, то может нарисовать, слепить, сконструировать своё дерево.
Дети расходятся по группе, рисуют, лепят и конструируют по желанию.