Татьяна Болычева
Аквааэробика в ДОУ
▼ Скачать
Аквааэробика в ДОУ
В последнее время отмечается тенденция использования разнообразных инновационных средств физической культуры с оздоровительной и лечебно-профилактической направленностью на занятиях с детьми разного возраста. В большинстве случаев это различные направления фитнеса и оздоровительных видов гимнастики.
Несмотря на агитацию и пропаганду в СМИ здорового образа жизни и занятий физической культурой для подрастающего поколения, они еще не стали достаточно значимыми и жизненно необходимыми. Исследования ученых показывают, что состояние здоровья населения, а особенно детей и подростков, катастрофически ухудшается. С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания и пр. Снижается сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям.
Публикация «Аквааэробика в ДОУ» размещена в разделах
В связи с этим все актуальней становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития.
Сегодня мы являемся свидетелями триумфа оздоровительных видов аэробики, которые являются базовой основой многих современных фитнес-программ. Популярность аэробики основана на её отличительных чертах: эффективности, доступности, эмоциональности и внешней привлекательности. Возможности применения направлений и видов аэробики широки, диапазон упражнений огромен.
Аквааэробика – это физические упражнения в воде под ритмичную музыку. Причём уметь плавать вовсе не обязательно – занятия проходят на небольшой глубине. Их особенность в дополнительном сопротивлении – у воды она значительно выше, чем у воздуха. Тем не менее тренировки в бассейне обычно проходят менее напряжённо по сравнению с залом. Поскольку вода обладает выталкивающей силой, нагрузка на опорно-двигательный аппарат снижается. Кроме того, повышается тонус мышц и кожи.
Польза занятий аквааэробикой, благодаря тому, что они проводятся в воде, во многом схожа с пользой плавания.
Занятия аквааэробикой обладают рядом весомых преимуществ:
Упражнения в бассейне подразумевают отсутствие опоры под ногами, что способствует повышенной двигательной активности, развитию и укреплению всех групп мышц, улучшению подвижности суставов. Такие условия способствуют укреплению мышц-стабилизаторов. Аквааэробика формирует хорошую осанку.
Состояние тела в воде значительно облегчает работу сердца, вызывая приток крови к нему, в связи с чем занятия аквааэробикой не противопоказаны людям со слабым сердцем. Аквааэробика в бассейне также может использоваться в качестве профилактики сердечно - сосудистых заболеваний, так как занятия благотворно влияют на функционирование сердечной мышцы, увеличивают её силу и объем.
Вода массирует кожу во время выполнения упражнений, улучшает обменные процессы в ней. Кожа становится более упругой, эластичной. Аквааэробика и плавание эффективный вид физической нагрузки.
Вода обладает тонизирующим эффектом на нервную систему, благодаря чему аквааэробика приносит ощущение бодрости, снимает стресс, повышает энергичность, работоспособность и настроение, улучшает сон.
Аквааэробика, равно как и плавание в бассейне, оказывает закаливающее действие.
После занятий гимнастикой в воде мышцы не чувствуют перенапряжения, так как постоянный массаж водой понижает в них уровень молочной кислоты. Занимающиеся аквааэробикой не испытывают неприятных ощущения, связанных с перегревом за счет охлаждающих свойств воды.
Внимание к этому направлению сопровождается высокой эмоциональностью проведения и повышенным интересом к занятиям как у детей, так и у взрослых. Эмоциональность проведения занятий аквааэробикой связанна прежде всего с музыкальным сопровождением. Танцевальные упражнения делают этот вид занятий привлекательным.
Аквааэробика характеризуется большим разнообразием задач направленного воздействия на организм занимающегося.
Оздоровительные задачи
1. Содействовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата.
2. Гармонично развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, быстроту.
3. Содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
4. Формировать и закреплять навык правильной осанки.
5. Содействовать профилактике плоскостопия.
6. Способствовать укреплению мышц пальцев, кисти и развивать мелкую моторику рук.
7. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.
8. Способствовать повышению физической работоспособности занимающихся.
9. Способствовать профилактике различных заболеваний, психомоторного, речевого, эмоционального и общего состояния занимающихся.
Образовательные задачи
1. Вооружить занимающихся знаниями о влиянии аквааэробики на организм, понятии здорового образа жизни, правилах техники безопасности на занятиях, профилактике травматизма.
2. Формировать знания, умения и навыки, необходимые в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт.
3. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
4. Прививать навыки личной и общественной гигиены (самообслуживание, соблюдение чистоты).
5. Формировать двигательные навыки и развивать физические способности.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать умения эмоционального самовыражения, раскрепощенности и творчества в движениях.
2. Формировать навыки выразительности, пластичности танцевальных движений.
3. Развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи.
4. Способствовать развитию воображения, мышления, познавательной активности.
5. Воспитывать трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели.
6. Содействовать формированию у детей коммуникативных умений.
7. Расширять кругозор в области физической культуры, способствовать развитию интереса к занятиям физическими упражнениями, формировать потребность в них.
Для реализации проблемы мною изучена методическая литература:
1. «Обучение плаванию в детском саду» Осокина Т. И., Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина, 1991.
2. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений «Раз, два, три, плыви!», М. Рыбак, Г. Глушкова, Г. Поташова,2010
3. «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» Занятия, игры, праздники, Н. Г. Пищикова, 2008.
4. Аквааэробика для всех. Аквааэробика / авт. -сост. Е. А. Яных, В. А. Захаркина. – М. : АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.- 127 с. ил.
7. Аквааэробика. 120 упражнений. / Э. Профит, П. Лопез. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 128 с., ил.
8. Аквафитнес / И. Тихомирова. – М. : Питер, 2005.- 125 с.
Изучая проблему поставила цель: создание условий для укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аквааэробики и элементов синхронного плавания.
Материально-техническое обеспечение процесса обучения
Оборудование и спортивный инвентарь используемый на занятиях аквааэробикой
• Мячи
• Массажные мячи
• Массажные коврики
• Нудлы
• Колобашки
• Обручи
• Гантели (пенопластовые)
• Доски плавательные
• Аудио-аппаратура
• Аудио-записи
Учебно-методический материал для кабинета:
• Научно-методическая литература;
• Документы планирования учебного процесса.
При проведении занятий по аквааэробике мною используются четкие перестроения, строевые команды и передвижения по бассейну, переходы от одного вида деятельности к другой, раздачу и сбор инвентаря. В основном на занятии использую фронтальный метод организации, при котором занимающиеся все одновременно или в дальнейшем самостоятельно под музыкальное сопровождение выполняют комплексы упражнений или другие виды заданий. Применяю игровой и соревновательный методы, что придает процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон, способствует у детей развитию мышления, воображения и творческих способностей.
Важное значение для хорошей организации занятий является умение методически грамотно и четко подавать команды и использовать жесты.
Команда должна подаваться громко, отчетливо, чтобы все ее слышали и понимали смысл.
Место перед занимающимися выбираю с таким расчетом, чтобы можно было видеть их всех, наблюдать за действиями каждого из них, чтобы они хорошо видели и слышали меня и не мешали друг другу при выполнении упражнений.
Соблюдая все требования к проведению занятий по аквааэробике создается необходимый двигательный режим, положительный психологический и эмоциональный настрой занимающихся.
Структура и построение занятий по аквааэробике
Все занятия по аквааэробике составляю согласно педагогическим принципам. По своему содержанию они должны соответствовать возрастным особенностям занимающихся, их физической подготовленности, уровню здоровья и физического развития, а также решать в единстве задачи оздоровления, обучения и воспитания.
Занятия отвечают интересам занимающихся. Они динамичны, познавательны, включают разнообразные средства. Все эти требования являются основными для проведения современных занятий по аквааэробике.
При построении занятия наиболее важным считается определение цели, которая реализуется путем постановки конкретных задач.
От постановки цели и задач зависит выбор средств для данного занятия, которое по своему содержанию должно быть построено методически грамотно.
При выборе упражнений определяю последовательность выполнения, количество и соразмерность их в частях занятия, чтобы наилучшим образом решать общие и частные задачи.
Таким образом, в каждом занятии осуществляю единство содержательного, методического организационного компонентов.
Типы занятий по аквааэробике, применяемые для работы с дошкольниками.
Все физкультурные занятия, имеющие образовательную направленность, делятся на типы: Данные типы занятий использую в течении года для работы с детьми.
Большинство проводимых мной занятий по аквааэробике относятся к смешанному типу. На этих занятиях происходит как разучивание нового учебного материала, так и повторение и совершенствование пройденного.
Контрольное (итоговое) занятие является показательным, определяющим достижения детей. В основном это или сюжетное (показательное) занятие, или подведение итогов развития определенных умений, навыков или уровня развития двигательных способностей занимающихся.
Музыкальное сопровождение занятий
Одна из главных методических особенностей занятий аквааэробикой заключается в особой роли музыки при исполнении упражнений и обучении им. Музыкальное сопровождение на занятиях служит одним из основных моментов, с помощью которых значительно упрощается организационный процесс, повышается эмоциональное состояние занимающихся, проявляется больший интерес к выполнению упражнений, сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего занятия.
Музыкальное произведение наряду с командой и показом является дополнительным раздражителем. Музыка, сочетающаяся с тем или иным движением, становится возбудителем этого движения и облегчает его выполнение.
Музыка, хорошо подобранная к движениям, помогает занимающимся закреплять мышечное чувство, а слуховым анализаторам – запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Все это постепенно воспитывает музыкальную память, закрепляет привычку двигаться ритмично, красиво.
При обучении детей элементам аквааэробики использую разнообразные игры, которые позволяют детям активно двигаться в воде.
Игры на воде вносят в практическую деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений.
Итогом моей работы является открытое развлечение для родителей и педагогов в подготовительной к школе группе №8 «Кораблик».
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод об эффективности внедрения элементов аквааэробики в занятия по обучению плаванию дошкольников.
Существует золотое правило организации и руководства любой деятельностью детей, в том числе и спортивной: Ребенку должно быть интересно и комфортно! Только при этом условии развитие всех сторон личности малыша будет гарантированным и полноценным.