Елена Бородкина
Преодоление профессиональных затруднений в условиях реализации ФГОС в ДОУ (статья)
▼ Скачать + Заказать документы
Преодоление затруднений в условиях реализации ФГОС – главная задача для воспитателя ДОУ. Впервые в российском законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования, наравне с начальным общим и средним общим образованием.
Среди внутренних педагогических проблемных факторов функционирования образовательного комплекса можно отметить недостаточное научно-методическое и программное обеспечение педагогического процесса, отсутствие практики конструктивного педагогического взаимодействия педагогов разных уровней образования. Разработка качественного обеспечения воспитательно-образовательного процесса возможна, если члены педагогического коллектива стремятся к профессиональному диалогу, умеют бесконфликтно отстаивать свою позицию, при необходимости готовы идти на компромисс, проявляют педагогический такт.
Публикация «Преодоление профессиональных затруднений в условиях реализации ФГОС в ДОУ (статья)» размещена в разделах
Без соответствующего научно-методического обеспечения невозможно организовать качественный непрерывный педагогический процесс, осуществить необходимый мониторинг его качества, добиться преемственности его содержания и методов. Поэтому невозможно переоценить значение целенаправленной деятельности по оптимизации педагогического взаимодействия специалистов разного уровня общего образования.
Внешние факторы, которые носят объективный характер, также необходимо учитывать при организации деятельности образовательного комплекса.
К ним относятся:
• недостаточная нормативно-правовая база, регулирующая деятельность крупных образовательных структур;
• нестабильная социально-экономическая ситуация;
• настороженное отношение родителей социальных институтов к реорганизации образовательных структур.
Таким образом, эффективная деятельность в рамках инновационной образовательной системы во многом определяется уровнем понимания и осознания исходных условий и проблемных факторов ее функционирования. Учет и критический анализ последних позволит оптимизировать процесс принятия управленческих решений, реализации педагогический действий, определить результативные стратегические шаги.
В настоящее время задача воспитателя заключается не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы «школьного обучения», а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста.
Главный принцип Стандарта – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребенка с взрослыми и
сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре.
Главным требованием к образовательной деятельности ДОУ является: уважение к достоинству воспитанников, принятие его как личность,
защита ребенка от любых форм психического и физического насилия, поддержка самостоятельности и активности ребенка в разных видах деятельности – в общении, в игре и в познавательно-исследовательской деятельности. Педагоги учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей, выявленные в ходе наблюдений за каждым ребенком.
Требования к кадрам находятся в тесной связи с требованиями к психолого-педагогическим условиям. Требования к кадрам подразумевают ряд компетенций педагога. Во-первых, это умение педагога вовлечь детей в разные формы деятельности, умение вызвать интерес ребенка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания.
Организация образовательной деятельности требует от педагога создания своеобразной предметно-пространственной среды, которая должна обеспечить собственную активность ребенка. ППС должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся.
В заключении хочется привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит: «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться», мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться».
Используемая литература: справочник старшего воспитателя ДУ №3,5; интернет-ресурсы; МБДОУ ЦРР - детский сад № 168; воспитатели: Павленко С. А., Бородкина Е. И.