Галина Паничкина
Проект по предметно-развивающей среде «Дом радости».
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
С преобразованием системы народного образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена – дошкольного воспитания. Важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством развивающей среды. Ныне окружающая среда рассматривается как возможность эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Проект по предметно-развивающей среде „Дом радости“,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Предметно-развиваюшая среда – это система материальных объектов ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Итак, одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Уделяя большое внимание предметно-развивающей среде в нашей группе, мы создали проект «Дом радости».
Участники проекта : воспитатели группы, родители воспитанников группы.
Проблема: отставание оборудования от уровня современного оборудования и технологий, используемых в создании предметно-развивающей среды группы детского сада.
Цель: видоизменение и совершенствование развивающей среды группы.
Задачи:
1. Обогатить предметно-развивающую среду с учетом потребностей данного возраста;
2. Простроить развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала разностороннему развитию каждого ребенка с учетом индивидуальных способностей.
3. Привлечь родителей к модернизации проекта предметно-развивающей среды.
Этапы проекта :
1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы
2. Изучить принципы построения предметно-развивающей среды для детей данного возраста.
3. Спроектировать среду по зонам.
4. Подбор необходимого оборудования, прайс-листов, пособий, материалов.
5. Составить смету затрат.
Разрабатывая проект предметно-развивающей среды мы постарались привлечь родителей группы к ее изменению и модернизации, ведь они наши первые помощники. Для этого в августе месяце на родительском собрании мы обозначили проблему несовершенства развивающей среды группы и предложили данный проект.
Многие родители высказали одобрение и пожелания в изменении среды группы. Так мы заручились их поддержкой не только творческой, но и материальной.
При организации предметно-развивающей среды мы учитывали, чтобы она имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью изменить предметную среду в группе не понадобилось, т. к. некоторые предметы интерьера соответствовали требованиям возрастных особенностей детей. Мы постарались ее пополнить и обновить, опираясь на принципы построения:
1. открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию;
2. гибкого зонирования, реализующей возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
3. полифункциональности;
4. Стабильности – динамичности, предусматривающей создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями;
5. Принцип эмоциогенности (обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия, т. е. среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребенка, и вызывающей у него положительные эмоции).
6. Принцип доступности (расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка).
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
В процессе реализации проекта, по нашему эскизу была изготовлена детская игровая стенка и экологический уголок. В своем эскизе мы учли принцип доступности и безопасности нашей мебели: модули соответствуют росту детей, все углы округлены и почти отсутствуют закрытые шкафчики. Кроме того, она сочетается с интерьером нашей игровой комнаты, не закрывая зеркал, а так же красоты и своеобразия наших стен.
Детскую игровую стенку мы условно разделили на зоны:
• Строительная, где наилучшим образом сосредоточился весь строительный материал;
• Сенсорная – здесь находятся специальные развивающие игры: вкладыши, пирамидки, шнурочки, кубики, пазлы, мозаика, сенсорные коврики и мн. др. для развития мелкой моторики пальцев рук.
• Гараж, где расположены множество легковых, грузовых и спецмашин для развития сюжетно-ролевых игр.
• Ряжения – здесь есть много «нарядов» для ребят (косынки, ленточки, кепки, жилеты, юбки, рубахи и мн. др.) эта зона расположена рядом с зеркалами. Сделано это для того, чтобы дети могли наблюдать за своими перевоплощениями.
• Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес к книжкам с яркими картинками, учитывая это, мы расположили книжную полку посреди мягкого уголка, где детям будет очень удобно. Эту зону мы условно назвали – уголок уединения. Здесь, устав от окружающих, дети имеют возможность поиграть, полистать любимые книжки или просто помечтать, лежа на мягком диване.
• Дети первой младшей группы очень подвижны, поэтому зона здоровья никогда не пустует. Здесь для ребят расположили мячи, скакалки, обручи, султанчики, флажки, ленточки, платочки и др. атрибуты для подвижной деятельности детей.
• Любят наши дети и музыку. С удовольствием они играют в музыкальные инструменты, которые расположены на отдельной полочке. Для музыкального развития наших ребят на полочках можно найти барабан, бубен, дудочки, гитару, маракасы, гармошку; игрушки-забавы (погремушки, неваляшки, молоточки); атрибуты для музыкально-ритмических движений (платочки, венки, цветные ленточки, цветы). Наша группа оборудована магнитофоном и фонотекой с записями детской классической и народной музыки, детских песен.
• Не осталась в стороне и театральная деятельность. Вместе с родителями мы изготовили маски и нагрудные значки героев сказок, приобрели настольный театр.
В процессе реализации проекта мы учли возрастные физиологические и психологические особенности детей первой младшей группы, в том числе повышенную активность и растущую познавательную деятельность. Поэтому, в целях безопасности, всю мебель расположили по периметру группы, предусмотрели достаточно широкие, хорошо просматриваемые пути передвижения ребенка. Примерно две трети пространства свободно, на полу расстелен ковер, на котором дети с удовольствием играют, ползают, прыгают, лежат. Яркая аппликация на ковре с вишенками и резными листочками, разными по ширине и длине дорожками-полосами сделало это место более привлекательным и полезным, т. к. мы часто используем его для подвижных, математических, дидактических игр и физкультурных занятий.
Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно, и на интеллектуальное развитие воспитанников. Поэтому стены нашей игровой комнаты украшены пейзажем природы нашего края: красавицы-березки укутаны в яркую зелень листвы, в нежно-розовом цвете шиповник, на полянке множество разнотравья, цветов, ягод и грибов, над ними проплывают кучевые облака, в небесной лазури резвятся птички. В нашей группе много зеркал, в них малыш видит себя среди других детей, наблюдает за своими движениями, мимикой, внешним видом. Вся эта красота повышает настроение и способствует эстетическому и экологическому воспитанию детей.
В предметно-развивающую среду мы включили не только искусственные объекты, но и естественные. В природном уголке находится большое количество комнатных растений, соответствующих программному содержанию, а так же большой аквариум. Дети с удовольствием наблюдают за его маленькими жителями, заботятся о них. На полочках природного уголка расположили муляжи овощей и фруктов, иллюстрации времен года, а так же оборудование для экспериментов.
Обогащение игрового опыта ребенка – один из важнейших объектов нашего пристального внимания. Игра способствует созданию у детей веселого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками. Известно, что самостоятельные игровые действия стимулируют игрушки. Учитывая наш возраст, игрушки нашей группы безопасны, функциональны, красочны и носят обобщенный характер. Наши дети еще только начинают играть в сюжетно-ролевые игры, их развитию способствуют наборы специальных игрушек: кухня, спальня, доктор, парикмахер и др.
В первой младшей группе мы знакомим детей с настольно-печатными играми. С большим удовольствием дети познают новое, играя в «лото», «домино», «парные картинки» и мн. др. Все они доступны для ребенка, что способствует развитию самостоятельности и активности.
Создавая предметно-развивающую среду для детей, мы совместно с родителями решали много творческих задач: становились дизайнерами, декораторами, портными, художниками, психологами и т. д. Организованная нами предметная среда предполагает гармоничное соотношение всех материалов, окружающих ребенка в детском саду, с точки зрения их количества, разнообразия, неординарности, изменяемости.
Мы видим, что созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает в активной, творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.