Людмила Кузьминых
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Представление своего профессионального опыта на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Кировской области». (2 часть)
Работу осуществляю поэтапно, по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Множества предметов», «Знакомство с цифрами», «Разделение предмета на части», «Обобщение и закрепление знаний».
Публикация «Из опыта работы, „Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников“ (часть II)» размещена в разделах
На первом этапе использовала диагностическую программу Людмилы Ивановны Павловой, Марины Юрьевны Парамоновой для определения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты проведённой диагностики свидетельствуют о том, что дети испытывают трудности в освоении количественных представлений.
На 2 этапе разработала и провожу разнообразную интегрированную деятельность: занятия, игры-задания; сочиняем с детьми авторские сказки «Замок цифры 3», «Королевство зашифрованных цифр» и другие; использую проблемные ситуации, викторины, эксперименты, математические викторины, развивающие игры на основе сказочных сюжетов.
Использую творческие методы:
• сказка от считалки – заучивание считалки, придумывание загадочного начала;
• цветные сказки – берется один цвет, цифры и сочиняется сказка (например, в сказочном домике жила одна желтая краска. В небе ярко светило 1 солнышко. Оно было желтое -прежелтое и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому подружилось с 8 одуванчиками… и так далее);
• сказка от смешного стишка – придумывание невероятных сказок;
• спасательные ситуации в сказках – придумывается экстренная ситуация, которая требует различные варианты «спасательных» решений;
• изменение ситуаций в знакомых сказках – предлагается детям что-то изменить;
• сказки от одного слова – ребенок придумывает первое слово и начинает сочинять (три – три друга решили пуститься в путешествие);
• моделирование сказок – использование схематических схем
и другие.
Во время непосредственной образовательной деятельности использую занимательный материал на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок. Приведу пример системы «проживания» детей с героями сказок в течение дня.
Утро. Сюрпризный момент. Детей встречает Лиса – персонаж русской народной сказки «Лиса и кувшин».
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей.
Утренняя гимнастика «Путешествие по лесу».
Цель: поднять мышечный тонус детей, развить воображение, упражнять в порядковом счёте, в формировании умения сравнивать рядом стоящие числа. Дети во время ходьбы идут «по лесной тропинке», на которой разложены кубики разного размера. Дети должны по заданию педагога обойти 3 кубика маленького размера и перейти по двум большим кубикам через «ручеёк». Сравнение чисел.
Д/игра «Узнай сказку по иллюстрациям».
Цель: закреплять знания о содержании и героях сказки, дать продемонстрировать свои знания и предпочтения, воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Непосредственно образовательная деятельность «Математическое развлечение».
Педагог предлагает детям отправиться вместе с лисой в путешествие по сказке «Лиса и кувшин», где они должны показать знания в счёте, уметь выделять основные признаки предметов (цвет, форму, величину) при сравнении двух и более предметов, количественный состав числа, деление предмета на несколько частей.
Таким образом, подобное развлечение помогает не только выявить знания детей, раскрыть их творческий потенциал, но и формирует нравственные качества, эмоционально-личностное отношение ребёнка к данной теме.
Прогулка. Вместе с лисой дети отправляются на прогулку. Дети сравнивают ёлочки в лесу по высоте, считают их количество, закрепляя количественный счёт. Находят под ёлкой шишки, считают их.
Труд. Педагог предлагает нарисовать для лисички кувшины – развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию.
Подвижная игра «Хитрая лиса» - позволяет развивать ловкость, быстроту, научить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.
Вторая половина дня.
Гимнастика после сна «Прогулка в лес».
Самостоятельная деятельность. Обыгрывание сюжета сказки «Лиса и кувшин» в свободной деятельности даёт возможность детям проявить игровую самостоятельность, создаёт условия для творческого самовыражения с использованием элементов костюмов, масок.
Психогимнастика «Лиса» развивает пантомическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей. Дети учатся регулировать мышечное напряжение и расслабление, формируются основы культуры поведения.
Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию»
Индивидуальная работа с детьми – закрепление счёта, числа, множества.
Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. На своих «сказочных» занятиях я использую игры-задания: «Продолжи узор», «Заполни таблицу», «Что дальше?», «Фотография», «Лапки, рожки, хвост», «Путаница», «Цифры по порядку», «Строй».
С помощью сказок дети старшего дошкольного возраста приобретают навыки счёта, логического мышления, развиваются общие представления о множестве, закрепляется умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета.
В работе использую такие сказки : старшая группа – «Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой, «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой, «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого) и другие; подготовительная группа - «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева, «Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова, «Снегурочка» (по народным сюжетам, «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского, «Кот в сапогах» (пер. Т. Габбе).
На заключительном этапе провожу работу по осмыслению, осознанию, анализу того опыта, который получили дети.
Один раз в месяц провожу различные мероприятия: математические развлечения «Путешествие по сказкам», развивающие игры на основе сказочных сюжетов, литературные вечера «В мире математики», математический КВН между подгруппами детей, «Математический досуг».
Эффективности реализации поставленной цели способствует создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя:
• Уголок математических игр
• Математическую игротеку «»В гостях у царицы Математики»
• Театр математических сказочных героев
• дидактические материалы
• различные пособия для индивидуальной и групповой деятельности.
Созданные условия позволяют каждому ребёнку найти свой собственный путь в математику, обеспечивают потребность в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Среда меняется в зависимости в интересов и потребностей детей.
Не менее важным условием формирования представлений о количестве у детей старшего возраста является активное участие в образовательном процессе родителей. Использую такие формы работы с семьёй : консультации, совместные выставки математических книг, изготовленных своими руками, родительские собрания, участие родителей в праздниках, в развлечениях, в изготовлении атрибутов к сказкам, использование сети Интернет.
Таким образом, улучшение показателей по диагностике в подготовительной группе обусловлено использованием предложенного цикла мероприятий. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей старшего возраста по формированию представлений о количестве.
Использование русских народных и авторских сказок позволяет детям получить более глубокие и прочные знания, преодолеть свою нерешительность, неуверенность, нежелание идти на контакт со взрослыми. Сказочная форма образовательной деятельности создаёт у детей стойкий интерес к математическому развитию, даёт возможность педагогу использовать детскую увлечённость для достижения поставленных целей.
Перспективу вижу в разработке авторской программы по теме «Сказочная математика».
Свое выступление хочу закончить словами Ивана Петровича Павлова: «человек должен быть умным, здоровым и сильным. А для этого нужно развиваться, учиться и не лениться, думать, чувствовать, желать».
Спасибо за внимание!