МААМ-картинки

Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)

Людмила Кузьминых
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Представление своего профессионального опыта на муниципальном этапе конкурса «Учитель года Кировской области». (2 часть)

Работу осуществляю поэтапно, по следующим разделам: «Числа и цифры первого десятка», «Математические знаки», «Решение логических задач», «Множества предметов», «Знакомство с цифрами», «Разделение предмета на части», «Обобщение и закрепление знаний».

Публикация «Из опыта работы, „Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников“ (часть II)» размещена в разделах

На первом этапе использовала диагностическую программу Людмилы Ивановны Павловой, Марины Юрьевны Парамоновой для определения уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Результаты проведённой диагностики свидетельствуют о том, что дети испытывают трудности в освоении количественных представлений.

На 2 этапе разработала и провожу разнообразную интегрированную деятельность: занятия, игры-задания; сочиняем с детьми авторские сказки «Замок цифры 3», «Королевство зашифрованных цифр» и другие; использую проблемные ситуации, викторины, эксперименты, математические викторины, развивающие игры на основе сказочных сюжетов.

Использую творческие методы:

сказка от считалки – заучивание считалки, придумывание загадочного начала;

• цветные сказки – берется один цвет, цифры и сочиняется сказка (например, в сказочном домике жила одна желтая краска. В небе ярко светило 1 солнышко. Оно было желтое -прежелтое и любило все вокруг такого же цвета. Поэтому подружилось с 8 одуванчиками… и так далее);

сказка от смешного стишка – придумывание невероятных сказок;

• спасательные ситуации в сказках – придумывается экстренная ситуация, которая требует различные варианты «спасательных» решений;

• изменение ситуаций в знакомых сказках – предлагается детям что-то изменить;

сказки от одного слова – ребенок придумывает первое слово и начинает сочинять (три – три друга решили пуститься в путешествие);

• моделирование сказок – использование схематических схем

и другие.

Во время непосредственной образовательной деятельности использую занимательный материал на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок. Приведу пример системы «проживания» детей с героями сказок в течение дня.

Утро. Сюрпризный момент. Детей встречает Лиса – персонаж русской народной сказки «Лиса и кувшин».

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей.

Утренняя гимнастика «Путешествие по лесу».

Цель: поднять мышечный тонус детей, развить воображение, упражнять в порядковом счёте, в формировании умения сравнивать рядом стоящие числа. Дети во время ходьбы идут «по лесной тропинке», на которой разложены кубики разного размера. Дети должны по заданию педагога обойти 3 кубика маленького размера и перейти по двум большим кубикам через «ручеёк». Сравнение чисел.

Д/игра «Узнай сказку по иллюстрациям».

Цель: закреплять знания о содержании и героях сказки, дать продемонстрировать свои знания и предпочтения, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Непосредственно образовательная деятельность «Математическое развлечение».

Педагог предлагает детям отправиться вместе с лисой в путешествие по сказке «Лиса и кувшин», где они должны показать знания в счёте, уметь выделять основные признаки предметов (цвет, форму, величину) при сравнении двух и более предметов, количественный состав числа, деление предмета на несколько частей.

Таким образом, подобное развлечение помогает не только выявить знания детей, раскрыть их творческий потенциал, но и формирует нравственные качества, эмоционально-личностное отношение ребёнка к данной теме.

Прогулка. Вместе с лисой дети отправляются на прогулку. Дети сравнивают ёлочки в лесу по высоте, считают их количество, закрепляя количественный счёт. Находят под ёлкой шишки, считают их.

Труд. Педагог предлагает нарисовать для лисички кувшины – развивать мелкую моторику рук, воображение и фантазию.

Подвижная игра «Хитрая лиса» - позволяет развивать ловкость, быстроту, научить действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

Вторая половина дня.

Гимнастика после сна «Прогулка в лес».

Самостоятельная деятельность. Обыгрывание сюжета сказки «Лиса и кувшин» в свободной деятельности даёт возможность детям проявить игровую самостоятельность, создаёт условия для творческого самовыражения с использованием элементов костюмов, масок.

Психогимнастика «Лиса» развивает пантомическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей. Дети учатся регулировать мышечное напряжение и расслабление, формируются основы культуры поведения.

Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию»

Индивидуальная работа с детьми – закрепление счёта, числа, множества.

Любая логическая задача на смекалку несёт в себе определённую умственную нагрузку. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. На своих «сказочных» занятиях я использую игры-задания: «Продолжи узор», «Заполни таблицу», «Что дальше?», «Фотография», «Лапки, рожки, хвост», «Путаница», «Цифры по порядку», «Строй».

С помощью сказок дети старшего дошкольного возраста приобретают навыки счёта, логического мышления, развиваются общие представления о множестве, закрепляется умение устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета.

В работе использую такие сказки : старшая группа – «Бабушка, внучка да курочка» (обр. И. Карнауховой, «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой, «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого) и другие; подготовительная группа - «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева, «Волк и лиса» (обр. И. Соколова-Микитова, «Снегурочка» (по народным сюжетам, «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского, «Кот в сапогах» (пер. Т. Габбе).

На заключительном этапе провожу работу по осмыслению, осознанию, анализу того опыта, который получили дети.

Один раз в месяц провожу различные мероприятия: математические развлечения «Путешествие по сказкам», развивающие игры на основе сказочных сюжетов, литературные вечера «В мире математики», математический КВН между подгруппами детей, «Математический досуг».

Эффективности реализации поставленной цели способствует создание предметно-развивающей среды, которая включает в себя:

• Уголок математических игр

• Математическую игротеку «»В гостях у царицы Математики»

• Театр математических сказочных героев

• дидактические материалы

• различные пособия для индивидуальной и групповой деятельности.

Созданные условия позволяют каждому ребёнку найти свой собственный путь в математику, обеспечивают потребность в познании, способствуют умственному и личностному развитию. Среда меняется в зависимости в интересов и потребностей детей.

Не менее важным условием формирования представлений о количестве у детей старшего возраста является активное участие в образовательном процессе родителей. Использую такие формы работы с семьёй : консультации, совместные выставки математических книг, изготовленных своими руками, родительские собрания, участие родителей в праздниках, в развлечениях, в изготовлении атрибутов к сказкам, использование сети Интернет.

Таким образом, улучшение показателей по диагностике в подготовительной группе обусловлено использованием предложенного цикла мероприятий. Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень знаний у детей старшего возраста по формированию представлений о количестве.

Использование русских народных и авторских сказок позволяет детям получить более глубокие и прочные знания, преодолеть свою нерешительность, неуверенность, нежелание идти на контакт со взрослыми. Сказочная форма образовательной деятельности создаёт у детей стойкий интерес к математическому развитию, даёт возможность педагогу использовать детскую увлечённость для достижения поставленных целей.

Перспективу вижу в разработке авторской программы по теме «Сказочная математика».

Свое выступление хочу закончить словами Ивана Петровича Павлова: «человек должен быть умным, здоровым и сильным. А для этого нужно развиваться, учиться и не лениться, думать, чувствовать, желать».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника МБДОУ детского сада комбинированного вида «Умка» Возраст ребенка: 4лет 2 месяца Пол: мужской Проблема: слабые вычислительные навыки Цель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)
Опубликовано: 31 января 2014 в 19:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Из опыта работы. «Влияние сказки на формирование представлений о количестве у старших дошкольников» (часть II)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кузьминых в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД