Диана Суслова
Представление современной молодежи о факторах построения семейных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследования посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – построению семейных отношений. В настоящее время многие молодые семьи испытывают затруднения на начальном этапе современной жизни. Это подтверждают научные изыскания. Е. Дюваль, Т. А. Куликовой, Ю. П. Азарова, А. К. Васильевой и других.
По мнению педагогов, психологов и социологов, семейное благополучие может зависеть от многих факторов :
Публикация «Представление современной молодежи о факторах построения семейных отношений» размещена в разделах
Во- первых, от психобиологической совместимости- внутренней симпатии, в основе которой могут быть такие причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним идеалом.
Во- вторых, гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность перед своей семьей.
Также, к причинам, оказывающим косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни, исследователи относят образование, трудовую стабильность, возраст супругов, продолжительность знакомства и многое другое.
Все эти обстоятельства создают предпосылки возникновения супружеской совместимости или несовместимости.
Учеными обозначено, что неосведомленность в вопросах построения отношений в семье может негативно отразиться на последующей совместности жизни супругов.
Поэтому темой исследования стало «Представления современной молодежи о факторах построения семейных отношений.
Цель: определить условия организации работы со студентами по проблеме построения благополучных семейных отношений.
Задачи исследования:
Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
Провести анкетированный опрос среди студентов.
Предположить возможные рекомендации будущих семейных отношений.
Анализ научной литературы показал, что семья, по признанию учёных, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю всего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.
Итак, семья- это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья как общность людей, как социальный институт влияет на все стороны общественной жизни, с ней прямо или косвенно связаны все социальные процессы. Семья выступает одной из самых традиционных и устойчивых социальных институтов.
Функции семьи:
- Функции продолжения рода
- Хозяйственная функция
- Функции организации досуга
- Воспитательная функция.
На 2 этапе исследования проводился анкетированный опрос среди студентов в возрасте от 16 до 20 лет. Анкета содержала 7 вопросов.
Количественный анализ показал следующие результаты:
- О психобиологической совместимости имеют представления 39 % опрошенных, не знают, что это означает- 16%
- О психофизической совместимости располагают знаниями 41%, а 11% не имеют об этом представлений.
- По мнению 30% учащихся, возраст вступающих в брак должен быть от 18 до 20 лет, сторонников возрастной планки 20-24 года – 60% студентов.
- О разнице в возрасте были получены следующие сведения: разница в возрасте между супругами должна быть до года- так считает 4%, от 1 года до 4 лет- 66% опрошенных. А 25% учащейся молодежи полагают, что оптимальная разница в возрасте должна быть более 4 лет.
- 46% студентов считают, что образование не имеет значения, но интеллектуальный уровень супругов не должен существенно отличаться.
- 66% полагают, что продолжительность знакомства до брака должна быть до года, 26%- сторонники гражданского брака.
- Интересные результаты были получены по вопросу о трудовой стабильности будущих супругов: 80% полагают, что постоянная работа влияет на благополучие отношений, 16% тем не менее думают, что отсутствие постоянной работы никак не отразится на совместной жизни.
При сравнении ответов студентов 2 курса и будущих выпускников, было замечено, что студенты 4 курса имеют более точные представления о факторах построения семейных отношений, и большинство их ответов совпало с мнениями психологов. Например, более младшие по возрасту студенты считают, вступать в брак надо возрасте 18-20, в то время как по мнению психологов оптимальный брак – 20-24 года. Интересно мнение второкурсников о разнице в возрасте. Они полагают, что она должна быть до 1 года, в то время как считается рациональным 1-4 года.
В целом можно сделать вывод, что наибольшие представления студенты имеют о таких факторах как трудовая деятельность, о возрасте будущих супругов, об образовании, но учащиеся располагают слабыми сведениями о психобиологической совместимости супругов, и о том, сколько на самом деле должны быть знакомы молодые люди до брака.
В соответствии с полученными данными можно предположить рекомендации, для составления которых были использованы научные разработки психолога Л. Бабушкиной.
По мнению автора, гармония в семье определяется также такими элементами как:
- Эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности
- Сходство и представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом
- Сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности.
- Сексуальная и психофизическая совместимость партнеров
- Общий культурный уровень, степень психической социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов.
Для гармонии в семье необходимы:
- Взаимопонимание и любовь между супругами
- Единство взглядов на жизненные проблемы
- Единство духовных ценностей
- Отдельное жилье
- Материальное благополучие
- Уверенность в прочности брака
- Интересный досуг в семье
- Интересная работа
- Соответствующее образование
- Хорошее положение на работе
- Хорошие друзья
- Самостоятельность супругов
Также для благополучия взаимоотношений будущим супругам важно помнить следующие правила:
- Недопустимо выяснять семейные отношения перед посторонними
- Никаких замечаний при посторонних- это сильно задевает самолюбие
- Семейным кредо должен стать девиз: «Разберемся сами». Не позволяйте вмешиваться родственникам, друзьям, знакомым, родителям.
- Умейте остановиться в гневе
- Цените друг друга
- Не спешите с грубостью, лучше лишний раз похвалите
- Поменьше упреков
- Помните только хорошее
- Не носите обиду в себе
- Умейте себя поставить на место другого
- Не конфликтуйте по мелочам
- Помните, что из-за мелочей получить худшее: одиночество вдвоем
- Не допускайте грубости и подлости
- Помните: слабые бранятся, сильные улыбаются
- Овладейте семейной дипломатией. Старайтесь не прямо, а посредственно, с чувством юмора и такта говорить о том, что вам не нравится
- Живите с верой в будущее, которое станет настоящим
Кроме того, целесообразно знакомить студентов с факторами семейных отношений, используя аудиторные формы работы: «Семейная педагогика и домашнее воспитание», при проведении классных часов; и внеаудиторные формы работы: оформление информационных стендов, выпуск информационных бюллетеней, показ учебных фильмов и другое.
Таким образом, можно сделать вывод, что в построении семейных отношений ответственность должны нести обе стороны, будущие супруги должны понимать важность своего шага, шага к ячейке общества- семье.
Также исследование показало, что со студентами необходимо проводить просветительскую работу, что обеспечит возможность правильного подхода к созданию семьи.