Татьяна Мальгина
Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Публикация «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Проблема.
Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Актуальность опыта.
Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретёт доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности. Новизна опыта состоит в использовании комплексного подхода, способствующего формированию финансовой грамотности у дошкольников. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности. Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием.
Свою работу строила по следующим принципам:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности;
- принцип индивидуализации (вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс).
Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Основными направлениями моей педагогической работы являются:
- беседы – обсуждения, чтение (художественной литературы, потешек, пословиц, художественные приёмы (загадки) для развития эмоциональной сферы воспитанников;
-логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение логических задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.
- развивающие, тематические игры, которые являются одними из самых эффективных и предпочитаемых форм для формирования основ финансовой грамотности;
- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Супермаркет» «Банк», «Моя семья», «Почта» позволили воспитанникам накопить интересную информацию в сфере личных и семейных финансов, сформировали базовые первичные знания, умения и навыки рационального финансового поведения, укрепили взаимодействие и общение детей, развивали детскую активность, эмоциональность, познавательную потребность воспитанников;
- ситуационные задачи, которые позволяют активировать у воспитанников познавательный интерес, а также сформировать определённый опыт;
- досуги и конкурсы, квест - игры можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания;
- виртуальные экскурсии в банк «Дом – где живут деньги», в магазин «Магнит»; специально организованные игры - занятия «Семейный бюджет», «Научим Буратино правильно тратить деньги», «Денежная монета. Банкнота. Пластиковая карта» не только усилили интерес детей, но и раскрыли сущность денег, особенности желаний и потребностей, а эти понятия изначально закладывают правильное представление о столь неоднозначной и психологичной категории, как деньги.
- театрализованные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника.
Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование, обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.
В ходе работы был разработан примерный тематический план по организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по экономическому воспитанию по темам:
Тема 1. Труд - основа жизни.
Тема 2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?
Тема 3. Покупаем, продаём и обмениваем.
Тема 4. Тратим разумно, сберегаем и экономим.
Тема 5. Учимся занимать и отдавать долги.
Тема 6. Учимся планировать.
Тема 7. Богатство и бедность.
Деятельность ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности с родителей по экономическому воспитанию дошкольников. К ним относятся: анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников; информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в ДОУ (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы); создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с необходимостью воспитания экономических качеств личности дошкольника, которые определяют дальнейшую его жизнедеятельность в обществе.
Изучая проблему формирования финансовой грамотности дошкольников, пришла к выводу, что проблема экономического воспитания находится в тесной взаимозависимости и взаимосвязи с нравственным воспитанием и развитием личности ребенка, чем меньше возраст, тем она теснее. С детства необходимо формировать у детей представления о вещах как результате труда людей, о личностных качествах труженика; способствовать накоплению практического опыта использования вещей и их функционального назначения.