Альбина Романова
Праздник русской речи
Воспитатель МБДОУ №55
Романова Альбина Александровна
Описание
Конспект НОД предназначен для детей старшей группы 5-6 лет.
Интеграция образовательных областей
“Познание”, “коммуникация”, “социализация”, “чтение художественной литературы”, “художественное творчество”.
Образовательные задачи
Познакомить детей со старинными предметами быта. Дать детям представление о том, что существовал старый русский язык. Обратить внимание детей на то, что многие слова являются “старинными”.
Публикация «Праздник русской речи» размещена в разделах
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Предложить детям самим поискать и найти “старинные слова” в произведении А. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”. Работать над развитием связной речи и закреплять умение отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи
Воспитывать интерес и любовь к древним традициям русского народа, старому русскому языку. Пробудить интерес детей к старинным играм и пословицам.
Словарная работа
Землянка, невод, уста, матушка, молвила, старче, кормилица.
Предварительная работа
Рассматривание детьми русских народных костюмов и предметов быта. Прослушивание русских народных сказок, ознакомление с русским фольклором.
Оборудование и материалы
Выставка старинных предметов: деревянные игрушки, салфетки с вышивкой, гусли, самовар, бусы, ложки, чугунный утюг, одежда: сарафан, рубаха, кокошник.
Ход занятия
Дети заходят в группу и садятся за столы.
Воспитатель:
Сегодня ребята мы с вами поговорим о родном русском языке. Для каждого народа свой язык считается самым дорогим тот, на котором он начал говорить первые в своей жизни слова. Например, французы говорят на французском языке, англичане на английском языке, японцы на японском.
А на каком языке разговариваем мы с вами?
Дети: На русском.
Воспитатель:
Правильно, для нас русский язык это родной язык.
А вот мы с вами живем в небольшой республике Адыгея, где проживает нация адыгейцы, которые говорят на адыгейском языке. Но кроме русской и адыгейской национальности в Майкопе проживают и другие нации.
Может кто-то из вас знает?
Дети: Армяне, украинцы, чеченцы, белорусы и т. д.
Воспитатель:
Армяне, немцы, кабардинцы и другие. И каждый из этих народов говорит на своем языке. Армяне говорят на армянском языке, немцы на немецком языке.
Воспитатель:
Дети, придя сегодня в детский сад, я заметила книгу. Посмотрите какая большая, красочная.
Да это же сказки! Их написал великий русский поэт А. С. Пушкин. В книге столько много сказок, а давайте послушаем одну из них: «Сказка о рыбаке и рыбке».
А вы садитесь по удобнее и слушайте.
Читается отрывок из сказки о рыбаке и рыбке А. С. Пушкина.
Дети: Ой, какая сказка интересная!
Воспитатель: Скажите, ребята, а вам все было понятно?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Много слов неизвестных в сказке.
Воспитатель: А какие же это слова?
Дети: Старче, землянка, невод, молвила.
Воспитатель: И правда очень интересные слова. А скажите, когда вы разговариваете между собой, говорите такие слова?
Дети: Нет.
Воспитатель:
А вот я сейчас надену мудрую шляпу и расскажу вам, что очень очень давно, много столетий назад, существовал старый русский язык, на котором говорили наши прадедушки и прабабушки. До наших времен старый русский язык не дошел, но со временем он стал уходить и на смену пришел современный русский язык, на котором мы сейчас с вами общаемся.
Мы очень часто произносим такие слова как: привет, дом, глаз, мама и т. д. Это язык современный. А вот раньше в старину говорили совсем по-другому: маму называли - матушкой, дом - хата, изба, рот - уста. И вот такие старые слова мы в речи не произносим, а можем только слышать в русских сказках.
И, прочитав сказку о рыбаке и рыбке, мы тоже встретили старинные слова. Напомните мне их!
Дети: Землянка, невод, старче, молвила.
Воспитатель: Правильно: молвила - значит говорила, старче - значит старик, землянка - значит изба, невод - значит сеть рыбака.
Конечно старинных слов, да и современных русских слов в русской речи очень много.
Я смотрю вы уже засиделись, а хотите поиграть, выходите:
• Поиграем в игру, которая называется ручеек.
• А есть еще одна старая игра, которая называется сухарики. Играли в эту игру богатыри, они мерились силой и выясняли, кто же из них самый сильный. И мы сейчас померимся с вами силой.
После игры дети садятся на стулья.
Воспитатель: Но помимо сказок, старинных слов, старых игр, люди придумывали еще пословицы, поговорки о своих поступках, о дружбе, о труде.
Вот пословица: «Кончил дело - гуляй смело».
О чем она?
А может кто-то из вас знает какие-нибудь пословицы?
Дети:
• Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
• Глаза боятся, а руки делают.
• Друг познается в беде.
• Не мучь мухи и ей больно.
Воспитатель: А скажите, чем богата наша Россия.
Дети: Землей.
Воспитатель: Правильно, какими красивыми словами мы можем назвать нашу землю?
Дети:
Земля - красавица.
Земля - матушка.
Земля - кормилица.
Воспитатель: Ой, какие красивые слова вы подобрали к нашей русской земле.
Ну, а сейчас я вам опять предлагаю поиграть, подойдите к столу и посмотрите, лежит много картинок, на которых нарисованы предметы.
Мальчики берут картинки с изображением современных предметов, а девочки картинки с изображением предметов старины.
Игра: «Найди пару».
Воспитатель: Ну, ребята расскажите, что же интересного мы сегодня узнали.
Дети:
• Существует старый язык.
• Читали отрывок из сказки А. С. Пушкина о рыбаке и рыбке.
• Вспомнили пословицы.
• Играли в игры.