Олеся Жарова
Правополушарное рисование: за и против
▼ Скачать + Заказать документы
Правополушарное рисование «за» и «против».
Правополушарное рисование – новый тренд, способ погрузиться в творческое состояние и посмотреть на окружающий мир под непривычным углом. Таким видом рисования можно заниматься детям и взрослым вместе, превратив его в увлекательный семейный досуг. А педагогам время, проведенное с кисточкой в руках, поможет перезагрузиться, снять стресс и расслабиться.
Что же такое правополушарное рисование?
Публикация «Правополушарное рисование: за и против» размещена в разделах
В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри предположил, что у полушарий головного мозга есть своя специализация. Левое отвечает за логику, математические вычисления, речь и чтение. Правое — за творчество, образное мышление, воображение.
К такому выводу он пришел после удачной операции по рассечению мозолистого тела, которое соединяет два полушария головного мозга. Хирургическое вмешательство помогло уменьшить частоту и интенсивность эпилептических припадков у пациента. Операцию стали делать и другим, но проявились побочные эффекты. Так, после операции те, кто был правшой, не могли рисовать правой рукой. А один из пациентов пожаловался, что, когда надевает штаны, одна его рука натягивает штанину, а другая, наоборот, спускает.
Эти наблюдения послужили толчком для изучения различных функций правого и левого полушарий мозга. Сперри утверждал, что каждое из них может работать автономно, как самостоятельный мозг. В итоге за исследования в области физиологии и медицины в 1981 году он получил Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.
Идеи Сперри широко обсуждала общественность. О его концепции узнала и художница, преподавательница живописи Бетти Эдвардс. Она давно искала научные обоснования таким понятиям, как творческий процесс и талант, и по-своему интерпретировала выводы ученого.
Художница предположила, что академическое обучение живописи задействует левое полушарие мозга, которое отвечает за логическое мышление. Она утверждала, что при таком подходе люди не видят цельный образ объекта, а раскладывают его на совокупность линий и геометрических форм, которые нужно рисовать в определенной последовательности.
Из-за того, что процесс кажется сложным, многие не могут расслабиться и творить в свое удовольствие, ведь приходится концентрироваться на правилах и технике. Если же на время отключить левое полушарие и включить правое, то, по мнению Эдвардс, можно рисовать легко и свободно. В своих работах она называет это переключением между Л- и П-режимом.
Свои идеи Эдвардс изложила в 1979 году в книге «Откройте в себе художника». Появились и другие ее книги — «Художник внутри вас» и «Ты — художник!». В них Эдвардс презентовала новую методику рисования, которая, по ее мнению, позволяет подавить левое полушарие мозга и активизировать правое — так открывается дорога к безграничному творческому процессу. Эту методику автор назвала правополушарным рисованием.
«За» и «против» методики правополушарного рисования.
До сих пор нет никаких исследований, которые доказывают, что упражнения Бетти Эдвардс задействуют именно правое полушарие мозга. Сама художница их тоже не проводила.
Позже нейрофизиологи стали оспаривать идею Сперри о разделенных функциях полушарий мозга. В середине 1980-х психобиолог Чикагского университета Джерри Леви говорил, что если у каждого полушария есть отдельные функции, то части мозга должны интегрировать способности, а не разделять их. Он утверждал, что в любой человеческой деятельности не задействовано только одно полушарие мозга.
В 1998 году французские ученые опровергли утверждение, что именно правое полушарие или какой-то конкретный участок мозга отвечает за творческое мышление. Позже это подтвердило и другое исследование: в нем доказали, что в любом творческом процессе участвуют оба полушария. А идея о том, что с помощью рисования можно включить или выключить какое-то полушарие, все же миф. Тем не менее на волне исследований в 1980-х годах правополушарное рисование обрело популярность.
Как научиться правополушарному рисованию?
Правополушарное (интуитивное) рисование - это современный метод обучения технике рисования. Это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая посмотреть на творчество под другим углом с позиции наблюдателя.
Несмотря на то, что правополушарное рисование, вероятно, никак не связано с правым полушарием мозга, это все же интересная методика для обучения рисованию, которая помогает по-другому взглянуть на привычный процесс.
Бетти Эдвардс рекомендует осваивать пять основных навыков восприятия, которые в итоге сложатся в целостный навык рисования :
1. Восприятие общих краев контурного рисунка.
2. Восприятие пространств между элементами — их еще называют негативными пространствами.
3. Восприятие соотношений — перспективы и пропорций.
4. Восприятие света и тени.
5. Восприятие целого объекта — сущности — на основе предыдущих четырех элементов.
Упражнения правополушарного рисования.
Есть ряд вводных техник, которые нужно практиковать для того, чтобы включить «П-режим». При нем происходит временная активизация правого полушария и приостановка работы левого. Упражнения направлены на то, чтобы вы перестали видеть в объекте завершенность и воспринимали его, как совокупность определенных деталей, из которых и складывается итоговый результат.
Оптическая иллюзия.
Упражнение основано на оптической иллюзии «Ваза Рубина», или «Ваза-лицо», которую в 1915 году разработал датский психолог Эдгар Рубин. На картинке можно увидеть симметричную вазу в центре или два обращенных друг к другу профиля.
Распечатайте и разрежьте изображение пополам. Правшам нужно взять левую часть, а левшам — правую.
Положите картинку на чистый лист бумаги и попробуйте продолжить очертания профиля. При этом мысленно или вслух проговаривайте названия частей лица: лоб, нос, губы, подбородок.
Если вы нарисовали профиль, не обращая внимания на симметрию, возобладала логика. Попробуйте ещё раз. Когда получится абстрагироваться от слов и нарисовать просто линии, значит, включилось правое полушарие.
Рисование вверх ногами.
Впервые Эдвардс попробовала перевернутое рисование в 1965 году. Тогда она работала в школе и была в отчаянии от того, что не может научить всех своих учеников рисовать. У некоторых получалось неплохо, но ей хотелось, чтобы творить мог каждый.
Однажды преподавательнице пришла идея, которую она воплотила в жизнь на ближайшем уроке. Бетти принесла в класс несколько репродукций полотен мастеров, закрепила их на доске вверх ногами и велела ученикам скопировать работы. Рисовать можно из любой точки, учитывая пропорции и наблюдая за собственным мышлением. Прерываться и переворачивать незаконченный рисунок нельзя. К всеобщему удивлению, это сработало: у всех участников эксперимента получились хорошие рисунки.
Эдвардс считала, что рисование вверх ногами позволяет на время отключить левое полушарие. Однако идея о том, что рисование перевернутых объектов приводит к более точному изображению, не получила научного подтверждения.
Рисование по контурам.
В 1941 году художник и преподаватель Кимон Николаидис описал этот метод в своей книге «Естественный путь к рисованию». Он рекомендовал представлять, будто прикасаешься к форме, которую изображаешь, и заметил, что контурное рисование улучшает навыки.
Эдвардс назвала это чистым контурным рисованием. Объектом может быть что угодно, но для начала можно попрактиковаться на собственной руке. Вот как она советует работать:
1. Заведите таймер на 5 минут. Зафиксируйте лист бумаги, чтобы он не двигался в процессе.
2. Положите свободную руку на колени. Согните кисть так, чтобы образовались складки и неровности, и сосредоточьтесь. Запустите таймер и не смотрите на рабочую поверхность.
3. Глазами медленно и последовательно изучайте каждый участок руки, а другой рукой в это время рисуйте, не перемещая взгляд на лист бумаги. Работать нужно медленно и размеренно, точно согласовывая движение карандаша с движениями глаз. В этом смысл упражнения — научиться копировать образы из головы.
4. Рисуйте до тех пор, пока не зазвонит будильник. Только теперь можно посмотреть, что получилось.
Рисование позитивных форм через негативные пространства. Позитивная форма — это изображаемый объект. Негативное пространство — пустое, незаполненное пространство вокруг объекта.
Начинающим художникам сложно гармонично соединять пустые пространства и фигуры. Если сосредоточиться только на позитивных формах, рисунок может получиться разъединенным и скучным. Поэтому Эдвардс предлагает изобразить привычные объекты через негативные пространства: так все части рисунка гармонично взаимодействуют друг с другом и создают интересный, цельный образ. А многие композиционные проблемы отпадают сами собой.
Рисование аналогий.
Изображение каких-либо ощущений с помощью языка линий. В результате получаются рисунки-мысли. В своих книгах Эдвардс пишет, что всякая линия — это фраза и средство общения между человеком, который ее нарисовал, и человеком, который ее видит. Ведь каждый штрих, наклон и нажим линии отражает мысли и эмоции создателя.
Это упражнение лучше делать за один присест — обычно на него уходит 15—20 минут. Вот как его выполнять:
1. Сложите лист бумаги несколько раз, чтобы получилось восемь ячеек.
2. Каждую ячейку нужно пронумеровать в нижнем углу и написать эмоции, человеческие черты или состояния, над которыми хочется поработать. В классическом варианте у Эдвардс это гнев, радость, спокойствие, депрессия, энергичность, женственность, болезнь. В восьмую ячейку следует вписать что-то на выбор. Возможно, это будут одиночество, ревность, тревога, истерия, безнадежность, чувство вины, мужественность, экстаз, любовь, ненависть, обожание, страх.
3. В каждой ячейке нужно поочередно изобразить то, что олицетворяет написанное внизу слово. Нельзя рисовать картинки или пользоваться какими-либо символами — никаких сердечек, цветов, молний, вопросительных знаков. В каждой ячейке может быть одна или несколько линий: быстрые и медленные, светлые и темные, гладкие и шероховатые, ломаные и плавные. Используйте карандаш, а не ручку. Можно пользоваться ластиком.
4. Не думайте о том, что какие-то линии могут быть неправильными : здесь нет хороших и плохих рисунков. Вы только создаете визуальные образы, аналогичные чувствам.
Рисование портретов в аналоговой форме.
Эта техника похожа на рисование ощущений. Необходимо изобразить не обычный, реалистичный портрет человека, а его образ с помощью абстрактных линий и форм. Использовать какие-либо узнаваемые символы, объекты, буквы и слова нельзя.
Видоискатель.
Для этого упражнения понадобятся дополнительные приспособления. Нужно вырезать рамку из картона, в центр приклеить экран из прозрачного пластика или плотной пленки. Нацельте видоискатель на какой-либо объект. Закрепите. Примите удобную позу, потому что двигаться должна только рабочая рука. Закройте один глаз. Маркером прямо по пленке обводите контуры выбранного вами объекта. Затем нужно будет перенести предмет с видоискателя на бумагу. Делайте это по линиям, как при копировании изображения вверх ногами.
В правополушарном рисовании можно выходить за границы листа. Например, положить бумагу на газету или ватман, взять кисть или карандаш и начать закрашивать лист размашисто, свободно, не боясь выйти за края. Рисовать двумя руками. То есть делать всё то же самое, только лист закрашивать одновременно правой и левой рукой. Можно использовать элементы рисования другими нетрадиционными способами, такие как:
Рисование зубными щетками. Вместо кистей для краски используется зубная щетка. С ее помощью создаются фактурные мазки и красивые брызги на бумаге.
Рисование ватными палочками. Палочки обмакивают в краску и прижимают в вертикальном положении к бумаге, чтобы получились однотипные кружочки.
Рисование пленкой с пузырями. Пупырчатая пленка с краской оставляет на бумаге красивые отпечатки. Сюда же можно отнести любые материалы, которые создают фактурные оттиски: скомканную фольгу, мятую бумагу и даже брокколи.
Рисование пальцами. Многие взрослые боятся испачкаться, но выполнить этот шаг очень важно, чтобы почувствовать консистенцию краски и испытать новые эмоции в процессе творчества. Рисуйте линии, круги, оставляйте отпечатки руки и т. д.
Бетти Эдвардс много говорит о правополушарном рисовании как об интуитивном. Она убеждена, что в творчестве не должно быть рамок.
В чём польза правополушарного рисования?
• Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
• Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
• Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
• Расслабление. Правополушарное рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.
• Вселяет уверенность, что рисовать может каждый!
Данный метод осваивают все без исключений, и противопоказаний нет у данного направления. Метод правополушарного рисования заключается в том, что нужно как можно больше постараться доверять интуиции и воображению, за которое отвечает правое полушарие. Таким образом художник начинает рисовать картину на уровне интуиции, не опираясь на те знания, которые заложены у него в памяти.
Данная техника позволяет себя чувствовать настоящим художником любому, кто рисует, используя этот метод.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что правополушарное рисование — техника обучения, которая нашла поклонников во всем мире и основана на гипотетическом переключении логического Л-режима в творческий П-режим; создательница техники Бетти Эдвардс предлагает набор конкретных упражнений для обучения рисованию : некоторые приемы оригинальны, а некоторые используют и в академическом рисовании; нет никаких научных подтверждений гипотезы правополушарного рисования. Однако оно, как и любая арт-терапия, развивает образное мышление, расслабляет и вдохновляет.