Папки-передвижки

Правильность как главное коммуникативное качество речи. Владение нормами устной и письменной речи

Ольга Павлова
Правильность как главное коммуникативное качество речи. Владение нормами устной и письменной речи
▼ Скачать + Заказать документы

Правильность речи – коммуникативное качество, которое возникает на основе, соотношения речи и языка. Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам : нормам произношения, словообразования, лексическим, морфологическим, синтаксическим и стилистическим.

Правильность речи заключается в соответствии индивидуальной речи современным литературным нормам. Для того, чтобы говорить правильно, необходимо хорошо владеть нормами русского литературного языка, которые достаточно полно и последовательно отраженны в словарях, справочниках, учебных пособиях, грамматиках.

Публикация «Правильность как главное коммуникативное качество речи, Владение нормами устной и письменной речи» размещена в разделах

Правильность речи - это такое ее коммуникативное качество, которое базируется на языковых факторах (внеязыковые факторы, действительность не учитываются).

· нормы произношения и ударения - влияют:

стили произношения. (поэт, сонет, ноктюрн).

чн/шн (конечно)

· грамматические нормы :

равноценные варианты (ставень/ставня, цехи/цеха).

стилистически неравноценные (пять граммов/пять грамм, подытоживать/подытажвать, (кн. /разг.).

семантически неравноценные (двигается/движется, до дома/до дому)

современный/устаревший (санаторий/санатория, зал/зала).

· морфологические нормы :

колебания в грамм. роде сущ. (скирд/скирда, нерв/нерва, арабеск/арабеск - чаще жр. р.).

нормативные/ ненормативные (зал/зала, рельс/рельса, ботинок/ботинка, зал/зала - первые норма).

родовые варианты (м. р. /ж. р.) (лаборант/лаборантка, преподаватель/преподавательница - стилистически нейтральны).

колебания в роде неизменяемых существительных (иноязычные по происхождению слова - хинди, урду, бенгали - определяются по роду ключевого слова).

неизменяемые заимствования (животные, птицы - обычно м. р. - кенгуру, какаду).

кофе - предпочтительнее сейчас ср. р.

аббревиатуры (род).

варианты падежных окончаний (им. п, род. п - окончания -у, -ю - только у мр. р. (кусок сыру, кружка квасу);

множественное число - колебания в дву- и трехсложных словах (договор/договоры, доктор/доктора, шофер/шофера -шоферы).

норма для названия парных предметов (ботинки - ботинок, туфли - туфля, шорты)

синонимия полных и кратких прилагательных (смелый/смел; больная/больна - разница в протяженности во времени).

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Памятка для родителей по развитию речи дошкольника «Меню красивой речи» Уважаемые родители! Предлагаем Вам несколько простых правил, которые помогут развивать красивую речь у ребёнка. 1. Главное правило - чем.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речиСценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи Сценарий урока учителя-логопеда с детьми 2 класса, испытывающими трудности в освоении письменной речи. [/b]Тема:Письмо от Буратино Звуко-буквенный.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]»Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук [ш]» b]Занятие по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи: звук (Ш)»[/b] Цель: Формирование звуковой культуры речи у.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Правильность как главное коммуникативное качество речи. Владение нормами устной и письменной речи
Опубликовано: 19 декабря 2022 в 14:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Правильность как главное коммуникативное качество речи. Владение нормами устной и письменной речи» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павлова (УИ 1929369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД