Елена Малышева
Правила общения с неговорящим ребёнком
▼ Скачать + Заказать документы
Правила общения с неговорящим ребёнком :
1. Начинайте работу с ребёнком с того уровня, который он демонстрирует. Первые слова-определения, которые ребенок должен усвоить, - это те, которые он будет использовать регулярно, обслуживая свои базовые потребности.
2. Присоединяйте к жестам крохи, то есть говорите за него то, что он не может произнести.
Темочки:
3. Объясняйте эмоции малыша и свои чувства (например, не просто обнимайте ребенка, а добавляйте при этом слова: «молодец», «я тебя очень люблю», «я соскучилась»). Старайтесь озвучивать каждый жест ребенка, каждую эмоцию, каждую мимическую морщинку, которую можно проговорить (вначале односложно).
4. Говорите кратко, четко, эмоционально. Малыш должен видеть или осязать то, о чем вы говорите, чтобы у него сработал эмоциональный или осязательный «перевод», объясняющий, о чем вы ведете речь. То есть, если вы гуляете в парке и мимо вас пробежала собака, в ту же секунду, указывая на нее пальцем, оборачивайтесь с малышом и кричите ей вслед одно единственное определение «со-ба-ка!».
5. Еще лучше, если вы будете показывать вслед пробежавшей собаке (и не только) пальцем ребенка. Таким образом вы привлекаете внимание малыша и заставляете его сознание воспринимать объект как выделенный собственным вниманием.
6. Активно используйте руки ребенка, чтобы задействовать его внимание. Следите, чтобы они работали всякий раз, когда вы работаете с речью ребенка. Привлекайте его руки к своим губам (если ребенок не концентрирует внимание на вашем лице) или поглаживайте руки ребенка, чтобы расслабить тонус мышц рук (тем самым удлиняя время концентрации внимания ребенка).
7. Следите, чтобы ребенок имел возможность видеть ваши губы, когда вы общаетесь с ним. Или проводите его рукой по своим губам в целях привлечения его внимания к ним. Ловите взгляд ребенка, старайтесь, чтобы во время вашего общения взгляд малыша концентрировался на вашем лице и руках. Как только данное условие перестает выполняться — прекращайте общение, дайте ребенку пару минут передохнуть. Через некоторое время возобновите общение, изменив интонацию, обогатив речь мимикой, жестами — старайтесь вновь завладеть вниманием малыша.
8. Если вы даёте инструкцию ребенку, следите, чтобы она была краткой и состояла сначала из одного слова.
9. Иногда дети отказываются реагировать даже на односложный призыв. Разыграйте перед ребенком пантомиму. Покажите, что означает тот или иной глагол, призывом к какому действию он является.
10. Убедившись в том, что ребенок начал использовать небольшой активный запас определений по назначению, начинайте присоединять к определениям глаголы. Например, если раньше вы просили малыша сказать «молоко» или «дай» и похлопать по столу, когда он хотел пить, то теперь просите его сказать «дай молока». Если раньше, увидя на улице кошку, вы восторженно обращали внимание ребенка — «кошка!», то теперь восклицайте— «кошка бежит!», так же как «машина едет», «девочка идет», «дерево растет», «листья падают».
11. Комментируйте все подряд, не молчите. Давайте оценку всему, на что обращает или может обратить внимание ребенок, но — коротко, двусложно. Не забывайте сопровождать восклицания действиями руки.
12. Изучая слова-действия, помните о принципе непрерывности. То есть на прогулке мало сказать единожды «кошка бежит», «птичка летит», «машина едет», «мама с Васей идут» и т. д. Приходя домой, продолжайте работать, давайте внятные, четкие и понятные комментарии: «идем есть», «бери ложку», «взял ложку», «съел», «вкусно» и т. д.
13. Если малыш уже научился произносить понятное ему слово в сочетании с глаголом-действием, следите, чтобы он не возвращался назад к односложной речи, состоящей только из глаголов или только из определений («дай», «на», «ложка»). Теперь требуйте от него только «дай ложку» и «на ложку».
14. Эмоциональное единство крайне важно для воздействия на разум ребенка. Старайтесь постоянно комментировать происходящее с самим ребенком и вокруг него.
15. Используйте интерес ребенка для увеличения времени концентрации внимания ребенка. Позвольте малышу самому выбирать интересные для него занятия, чтобы добиться его внимания. Исключения составляют только стереотипные движения. Спасение от них — прогулка. Воздушные, как и водные, ванны способствуют релаксации, а потому именно в это время концентрация внимания ребенка может быть максимальной.
16. Абстрактное мышление у детей с задержкой речи развивается с трудом. Каждый раз говорите медленно, при этом при возможности водя руками ребенка по предмету разговора или по картинке. Книга также должна быть красочной необходимо водить пальчиком ребенка и следить за событиями по тексту. Читая книгу, попробуйте находиться перед ребенком, так чтобы он видел эмоции, которые передает ваша мимика.
17. Мультфильмы неразговорчивые дети любят гораздо больше. Во-первых, фильм не требует концентрации внимания (малыш вообще может не понимать, о чем идет речь, быстро меняющиеся картинки это компенсируют, во-вторых, мультфильм не требует обратной связи от ребенка, к которой последний не расположен. Поэтому, произведения мультипликации, как и прочие телевизионные «шедевры» лучше ребенку запретить к просмотру вовсе.
18. Следите за развитием своего ребенка. Когда ребенок будет способен составлять предложения из двух слов, начинайте привлекать малыша к тому, чтобы повторять за вами все произнесенное. Постоянное проговаривание речи не только тренирует артикуляционный аппарат, но и способствует наработке механической памяти.
19. Проявляйте терпение. Если вы будете срываться на крик, малыш потеряет в вас друга, заслуживающего доверия. В результате он может эмоционально закрыться, и вы потеряете с малышом главное — эмоциональный контакт, который также важен для развития речи. Ребенок может начать из упрямства демонстрировать вам свой характер, что также будет являться препятствием к обучению.