Татьяна Билькова
Практический семинар «Наши пальчики играли»
▼ Скачать + Заказать документы
Практический семинар
«Наши пальчики играли»
МБОУ «Вобальская ООШ», младшая разновозрастная группа
Воспитатель: Билькова Татьяна Федоровна
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Публикация «Практический семинар „Наши пальчики играли“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Ход мероприятия.
Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Тонкая моторика – это разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время.
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний- кишечник, указательный – желудок, большой – голова).
В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что кроха научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.
Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трехмесячного возраста. Пока ребенок сосет грудь, возьмите его ручку и помассируйте каждый пальчик, погладьте ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибать и разгибать по очереди. Эти занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Используйте всем известные стихотворения : «Сорока-белобока», и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми вашего крохи.
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развивать творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Игры с родителями.
«Полетели птички»
Полетели птички, /пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем
Птички-невелички. /и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.
Сели, посидели
Опять полетели.
«Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать.
Листья березы, листья осины,
Листья клена, листья рябины,
Листики тополя мы соберем.
Маме осенний букет принесем.
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка, /согнуть пальцы в кулачок
Этот пальчик – бабушка, /затем по очереди разгибать
Этот пальчик – папочка, /их, начиная с большого
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка,
Как ладошка.
/Левая рука сжата в кулачок, сверху на кулачок
опускается ладошка/
«Стул»
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
/Левую руку поднять вверх вертикально.
Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Правую руку в положении кулачка прижать к левой руке/
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
/разжимаем пальчики по одному из кулачка/
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять!
/ сжимаем пальчики по очереди в кулак,
Начиная с мизинца/
«Мышка мылом мыла лапу»
Мышка мылом мыла лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку-
Смыв с неё и грязь и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой-
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла-
Очень он боялся мыла.
/массаж пальцев/
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять-
Начинай считать опять.
Один, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать.
/ пальцы обеих рук соединяются в «замок».
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев обеих рук/
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской курице.
/кончиком большого пальца поочередно касаться
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев
и мизинца/
«Курочка по зернышкам»
Бабушка, бабушка купи курочку
./хлопки в ладоши/
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
./ поочередное касание пальцев обеих рук/
Бабушка, бабушка купи уточку.
Уточка та-та-та-та
/движения твикса /
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка купи индюшонка
Индюшонок шалты-балты,
/ ударяем ладошками поочередно по коленкам/
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка купи собачонку.
Собачонка ав-ав / показываем ушки/
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка купи кисоньку.
Кисонька мяу-мяу /»умываем» носик/
Собачонка ав-ав
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка купи коровенку.
Коровенка муки-муки.
/показываем рожки указательными пальчиками/
Кисонька мяу-мяу
Собачонка ав-ав
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка купи поросенка.
/ сжимаем пальчики в кулачки, подносим к носику/
Поросенок хрюки-хрюки,
Коровенка муки-муки.
Кисонька мяу-мяу
Собачонка ав-ав
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Советы родителям:
«Упражнения для развития мелкой моторики»
• Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.
• Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).
• Попросите ребенка помочь собрать бусинки.
• Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем –расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами.
• «Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно.) Ребенок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. На этой основе можно создавать изображения предметов.
• Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец)
• Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами-бобы, фасоль, горох).
• Рисование по шаблону.
• Штриховка.
• Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.
• Раскрашивание.
• Мозаика.
• Складывание разрезных картинок.
Практический семинар
«Наши пальчики играли»
МБОУ «Вобальская ООШ», младшая разновозрастная группа
Воспитатель: Билькова Татьяна Федоровна
Цель: сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.
Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.
Ход мероприятия.
Ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются.
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе.
Тонкая моторика – это разновидность движения, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребенка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребенку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Пальчиковые игры – прекрасный способ развлечь малыша и с пользой провести время. Но и в обычных ситуациях им чаще стоит уделять время.
И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов. Так, массируя пальцы, можно активизировать работу разных внутренних органов (безымянный – печень, средний- кишечник, указательный – желудок, большой – голова).
В определенном смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что кроха научится связно говорить, а затем читать и писать раньше сверстников.
Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трехмесячного возраста. Пока ребенок сосет грудь, возьмите его ручку и помассируйте каждый пальчик, погладьте ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребенка сгибать и разгибать по очереди. Эти занятия полезно проводить ежедневно в течение 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Используйте всем известные стихотворения : «Сорока-белобока», и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми вашего крохи.
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развивать творческие способности детей.
Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Игры с родителями.
«Полетели птички»
Полетели птички, /пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем
Птички-невелички. /и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха.
Сели, посидели
Опять полетели.
«Будем листья собирать»
Раз, два, три, четыре, пять-
Будем листья собирать.
Листья березы, листья осины,
Листья клена, листья рябины,
Листики тополя мы соберем.
Маме осенний букет принесем.
«Наш малыш»
Этот пальчик – дедушка, /согнуть пальцы в кулачок
Этот пальчик – бабушка, /затем по очереди разгибать
Этот пальчик – папочка, /их, начиная с большого
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – наш малыш.
«Стол»
У стола четыре ножки,
Сверху крышка,
Как ладошка.
/Левая рука сжата в кулачок, сверху на кулачок
опускается ладошка/
«Стул»
«Стульчик» ты из рук сложи
И детишкам покажи.
/Левую руку поднять вверх вертикально.
Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Правую руку в положении кулачка прижать к левой руке/
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять.
/разжимаем пальчики по одному из кулачка/
Раз, два, три, четыре, пять
В домик спрятались опять!
/ сжимаем пальчики по очереди в кулак,
Начиная с мизинца/
«Мышка мылом мыла лапу»
Мышка мылом мыла лапку –
Каждый пальчик по порядку.
Вот намылила большой,
Сполоснув потом водой.
Не забыла и указку-
Смыв с неё и грязь и краску.
Средний мылила усердно-
Самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой-
Кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла-
Очень он боялся мыла.
/массаж пальцев/
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять-
Начинай считать опять.
Один, два, три, четыре, пять-
Мы закончили считать.
/ пальцы обеих рук соединяются в «замок».
Ритмичное касание пальцев обеих рук.
Поочередное касание пальцев обеих рук/
«Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде-
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй» говорю
Я соседской курице.
/кончиком большого пальца поочередно касаться
кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев
и мизинца/
«Курочка по зернышкам»
Бабушка, бабушка купи курочку
./хлопки в ладоши/
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
./ поочередное касание пальцев обеих рук/
Бабушка, бабушка купи уточку.
Уточка та-та-та-та
/движения твикса /
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка купи индюшонка
Индюшонок шалты-балты,
/ ударяем ладошками поочередно по коленкам/
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах
Бабушка, бабушка купи собачонку.
Собачонка ав-ав / показываем ушки/
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка купи кисоньку.
Кисонька мяу-мяу /»умываем» носик/
Собачонка ав-ав
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка купи коровенку.
Коровенка муки-муки.
/показываем рожки указательными пальчиками/
Кисонька мяу-мяу
Собачонка ав-ав
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Бабушка, бабушка купи поросенка.
/ сжимаем пальчики в кулачки, подносим к носику/
Поросенок хрюки-хрюки,
Коровенка муки-муки.
Кисонька мяу-мяу
Собачонка ав-ав
Индюшонок шалты-балты,
Уточка та-та-та-та
Курочка по зернышкам кудах-тах-тах.
Советы родителям:
«Упражнения для развития мелкой моторики»
• Разрывание бумаги на мелкие кусочки и создание аппликации.
• Обрывание листа бумаги. Эта работа связана с содружеством обеих рук. Желательно предлагать ребенку задания не только на произвольное обрывание, но и по контуру (геометрические фигуры, предметы, животные).
• Попросите ребенка помочь собрать бусинки.
• Предложите ребенку скатать шарики из пластилина. Затем –расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами.
• «Волшебные спички» (составление картинок по образцу, по памяти, произвольно.) Ребенок способен выкладывать из спичек простейшие геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. На этой основе можно создавать изображения предметов.
• Детям нравится демонстрировать свою силу. Попросите ребенка крепко сжать вашу руку, перетянуть пальцами ваши пальцы (поочередно сгибать и разгибать каждый палец)
• Игры на выкладывание узора (со шнурками, камешками, пуговицами, крупными семенами-бобы, фасоль, горох).
• Рисование по шаблону.
• Штриховка.
• Вырезание. Работа с ножницами упражняет ребенка в быстрой смене напряжения и расслабления мелкой мускулатуры руки.
• Раскрашивание.
• Мозаика.
• Складывание разрезных картинок.