Светлана Кузьмина
Практический материал для игр-занятий по формированию у дошкольников представлений о хвойных деревьях
▼ Скачать + Заказать документы
Практический материал для игр-занятий по формированию у дошкольников представлений о хвойных деревьях.
Кузьмина С. А.
Воспитатель МАДОУ ЦРР «Сказка» г. Ленск РС (Якутия).
Игра-занятие «Берегите ёлочку» (Подготовительная к школе группа с детьми ОНР,ЗПР). Рассчитанное на 2 занятия.
Цель: Расширять представления детей о хвойных деревьях, продолжать знакомить с пользой хвойных лесов для здоровья людей. Учить детей видеть красоту родной природы, беречь и охранять ее. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Публикация «Практический материал для игр-занятий по формированию у дошкольников представлений о хвойных деревьях» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Материалы и оборудование : Загадки о деревьях, шишки разных деревьев, искусственная ёлочка, альбомные листы и карандаши, иллюстрации с изображением птиц и животных в лесу «с кем дружит ель», лес в разное время года, тушение лесных пожаров, книга авт. А. Смирнов «Зачем ёлке иголки?».
Ход занятия №1 Наблюдение.
Дети находятся на игровой площадке детского сада заняты свободной игровой деятельностью.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вам предложить отправиться на необычную экскурсию, заглянуть в уголок экологической тропы, чтобы посмотреть и узнать в каких условиях и какие деревья растут на территории детского сада.
Воспитатель: Я загадаю загадку, а вы найдете отгадку:
Хвойная одёжка, смоляная ножка.
Мохнатая лапка, зелёная шляпка. (Ёлка)
• Почему вы думаете, что это ёлка? Докажите.
• Что за хвойная одежка у нее?
Дети: Иголочки, хвоинки.
• Какая она: большая или маленькая, высокая или низкая, старая или молодая?
• Какого она цвета?
• Что есть у елки? Покажите.
Дети показывают и рассказывают: Елочка маленькая, у нее тонкий ствол, серого цвета. На ветках маленькие, острые, колючие иголки.
• Видите ли вы на нашей елочке шишки? (Нет)
• Почему их нет? (Она маленькая)
• Как думаете, что нужно для ее роста? (Почва, земля, свет, тепло, вода)
• Что будет, если елочку не поливать?
• А кто поливает нашу елочку?
• Как вы думаете, а зимой елочка растет? А почему? Так нужно ли тепло елочке?
• Где ей лучше расти в городе или в лесу? Там, где она одна, или там, где много деревьев?
• Кто из вас был в лесу?
• При каких условиях елочка бывает пушистой, ровной, когда много деревьев и ей тесно, мало света или когда ей никто не мешает и достаточно света?
• Так нужен ли свет для елочки? Почему?
• Как вы думаете, елочка живая или нет? Почему живая?
• А будет ли она расти, если ломать ветки?
• Надо ли елочку беречь? Как?
• Давайте полюбуемся ею, а когда придем в группу, то нарисуем нашу красавицу.
Воспитатель: Найдите дерево по последующей загадке:
У меня длинней иголки, чем у ели.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке –
Ветви только на макушке. (Сосна)
• Почему думаете, что это сосна?
• Чем сосна и ель похожи?
Дети: Зеленые круглый год, есть иголки хвоинки.
• Как мы можем назвать эти деревья, раз у них есть хвоя? (Хвойные)
• Похожи ли у них иголки?
Дети: У ели короткие, одиночные, а у сосны длинные, сидят по две.
• А цвет иголок какой?
• Как расположены ветки на стволе?
• Как вы думаете, почему они так растут?
Дети: Сосна всегда стремится к свету.
Самое высокое дерево в лесу.
• А у нас сосна и ель какие? Что выше? (Сосна)
• Потрогайте стволы деревьев. Какие они?
• А есть ли смолка у сосны? Пахнет она? Понюхайте.
• Есть ли у сосны шишки? Найдите их. Почему не достать? (Высоко на дереве)
• Похожи ли они на шишки ели?
• Расскажите какие шишки у сосны?
• Полезен ли воздух сосен и елок? Вдохните. (Там, где они растут воздух чистый, ароматный, полезный для здоровья. А смолку хвойных деревьев можно пожевать – это лечит и укрепляет десны и зубы.)
Дать детям пожевать смолу.
Воспитатель: Найдите дерево.
Есть у родственницы ели
Неколючие иголки.
Но в отличии от ели,
Опадают те иголки. (Лиственница)
• Как называется это дерево?
• Посмотрите на ель и лиственницу и скажите, почему их называют родственниками?
Дети: У них хвоинки одного цвета, пахнут смолкой, есть шишки, похожи стволы деревьев.
• Елка зимой и летом одним цветом, а что происходит с лиственницей? (Опадают иголки)
• Почему же мы не видим елку «раздетой», как другие деревья?
(Потому что каждая хвоинка у ели живет долго от 5 до 7 лет, потом, сухая, падает на землю и сразу же вырастает новая.)
Воспитатель: А теперь посмотрите и скажите, какие деревья видите вокруг себя?
Назовите: Тополь, рябина, береза, осина, акация)
• Как мы можем назвать все деревья, которые вы перечислили? (Лиственные)
• Какого цвета бывают листья?
• А на всех ли деревьях одинаковые листья? Чем они отличаются? (Размером, формой, цветом, расположением на ветке.)
• Есть ли листья на елке-хвоя, значит ель какое дерево? (Хвойное)
• Сравните ствол ели и березы. Потрогайте их. Какие они? (Цвет, высота, толщина)
• А есть ли зимой листья на лиственных деревьях? Почему нет?
• Когда дует ветер, как ведут себя листочки и хвоинки?
• Как вы думаете, нужна ли животным в лесу ель? Каким животным и почему?
Задание: Выполните дома с родителями рисунок на тему: «С кем дружит ель?»
А сейчас давайте поиграем в игру: «К названному дереву – беги!»
Воспитатель: Я буду часто менять название растений. Около названного растения долго стоять нельзя. Можно перебегать к разным деревьям одного названия.
Ловишку мы выберем щиталочкой.
Мы должны внимательно слушать, какое дерево названо и перебегать по сигналу «Раз – два - три – беги!»
Ход занятия №2 (в группе)
Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня лесник из Ленского лесного хозяйства. Алексеев Олег Васильевич, он расскажет вам о своей профессии (Рассказ гостя).
Воспитатель: Вспомните, как мы любовались нашей елочкой. Она красивая, стройная.
- А что произойдет, если сломать у ели ветки? Будет ли она расти?
- А останется ли она такой же красивой, как прежде?
Дети: Она станет некрасивой, уродливой.
- Приятно ли смотреть на некрасивое, уродливое?
- А вырастет ли у нее снова верхушка, как вы думаете? Кто из вас видел такие елочки?
- А если сломать, срезать елочку под корень, то вырастет ли она снова?
- Что произойдёт с самой елкой?
- Надо ли дома на Новый год ставить живую елку, чтобы потом выбросить?
- Какую елку лучше поставить: живую или искусственную? А почему искусственную?
- Так следует ли беречь все живое?
-Долго ли растет елка?
- Какую пользу приносит ель людям?
- Может ли искусственная елка принести пользу людям?
- Зачем же нам нужна искусственная елка?
- А кому собираются ее купить?
Лесник: Я знаю, у вас было задание, выполнить дома с родителями рисунок на тему: «С кем дружит ель?»
- Давайте посмотрим на ваши работы. (Дети и взрослые рассматривают работы на «Информационном стенде» рисунки, делятся впечатлениями).
- Ребята, я вам расскажу рассказ-быль.
Перед новогодним праздником Сережа и Надя попросили родителей купить живую елку.
- Купить, конечно, можно,- сказал папа.
- Но скажите-ка мне, знаете ли вы, с кем дружит ель?
- Как это дружит? – удивились ребята.
И тогда папа показал детям вот такую картинку. (Лесник демонстрирует картинку).
Ребята, рассмотрите рисунок и скажите:
- Каким птицам и зверям ель дает пищу и укрытие?
- Подумайте, что может произойти с животными леса, если люди вырубят ели?
Перед новогодним праздником люди приносят в дом елочки. Спору нет, украшенная елка в доме – радость.
Но все-таки подумайте: пройдет немного времени, она засохнет, погибнет. Стоит ли ради нескольких дней губить дерево, которое может жить несколько сотен лет? И без которого так трудно обойтись лесным животным? Не лучше ли нарядить искусственную елку?
- Лесник: Скоро и у нас будет новогодний праздник, мы все его ждем с нетерпением.
Я хочу вам в группу подарить вот такую красивую искусственную елочку. И очень интересную книгу, автор Алексей Смирнов «Зачем елке иголки?».
Воспитатель: Давайте все вместе скажем большое спасибо нашему гостю Олегу Васильевичу за то, что благодаря таким профессиям, как Лесник, мы сохраняем леса, не погибают животные. Их нелегкая служба требует отваги, умения быстро принимать решения, а нередко и рисковать при тушении лесных пожаров.
- Олег Васильевич, мы приготовили вам в подарок, о нашей встрече альбом с рисунками. (Дети дарят альбом).
Воспитатель:
-А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Такой листок, лети ко мне!»
Я покажу лист, например, такой (березы) и скажу: «У кого такой же листок – ко мне!» И еще нужно правильно ответить, от какого дерева лист.