елена малайкова
Практические рекомендации для родителей и педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста»
Работа с детьми должна начинаться на этапе закрепления изучаемого звука в слове. Одновременно с закреплением правильного звукопроизношения, уточнения и обогащением словаря, развитием грамматического строя речи, постепенно усложняющиеся упражнения, помогут развивать фонематическое восприятие у каждого ребенка. Разработанный и апробированный перспективный план состоит из дидактических игр и игровых упражнений направленных на развитие не только восприятия, но и слуха, внимания, артикуляции и дикции. Чем раньше начата работа по развитию фонематического восприятия, тем успешнее будут идти общее речевое развитие ребенка, и у него не будет проблем при поступлении в школу.
Публикация «Практические рекомендации для родителей и педагогов» размещена в разделах
Доктор наук, профессор Левина. Р. Е., стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей, необходимо ориентироваться на «узловые образования», от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов». Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени звукового анализа, без которого дети и в дальнейшем будут испытывать трудности, дети не овладеют грамотным чтением письмом.
При планомерной работе по развитию фонематического слуха, дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков, всё это способствует развитию фонематического восприятия. Для каждого ребенка педагог устанавливает точку отсчета, двигаясь «сверху-вниз»,то есть от трудных к более легким. Когда начальный уровень фонематического восприятия установлен, работа осуществляется «снизу-вверх», от простых к более сложным. Однако всегда нужно учитывать и индивидуальные особенности каждого дошкольника, если освоение материала упражнения усваивается с затруднением, проводятся повторные групповые или индивидуальные занятия-игры. Родители и воспитатели, совместно с логопедом участвуют в коррекционном процессе, который требует длительный развивающий период. Поэтому взрослые должны постараться разнообразить занятия, это облегчит детям работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными. Дома родители вечером и в выходные могут закреплять с ребенком пройденные игры и упражнения, стихи, пословицы,чистоговорки.
Воспитатель Малайкова Е. В.