Светлана Гудочкина
Познавательный проект в подготовительной группе «Дружат народы нашей страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект на тему : «Дружат народы нашей страны»
Авторы проекта : воспитатели подготовительной группы Гудочкина С. Ф.
Тип проекта : познавательный
Участники проекта : дети, воспитатели, родители
Темочки:
- День народного единства, 4 ноября
- День народного единства. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Сроки реализации проекта : 1 неделя
Продолжительность проекта : краткосрочный
Период выполнения: с 31.10.2013 по 04.11.2013год
Участники: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети и семьи воспитанников подготовительной к школе группы ( Возраст детей: 6 - 7 лет).
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме.
2. Анализ результатов и выводы.
Гипотеза: Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. Значит, задача педагогов на нынешнем этапе развития общества воспитание детей способных испытывать симпатию и уважение к людям разных национальностей. Постоянное, целенаправленное воспитание детей дошкольного возраста в духе интернационализма – важная задача, не теряющая своей значимости в настоящее время. Система работы
Этапы проекта
I этап – подготовительный.
II этап – основной.
• Реализация проекта путем решения поставленных задач
III этап – заключительный.
• Оформление результата проекта.
Предполагаемый результат: в ходе проделанной работы у детей происходит осмысливание что могущество и процветание России коренятся в ее духовном и государственном единстве. В ходе различных видов деятельности у детей развивается эмоциональная отзывчивость, толерантное отношение к людям разных национальностей. У детей повышается интерес к истории и культуре нашей Родины, активизируется потребность узнаванию нового, расширяется кругозор, совершенствуются социальные навыки поведения, умение преодолевать трудности в общении. Воспитывается любовь и уважение к русским национальным героям. У Детей формируются представления о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
Актуальность проекта : Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Поэтому гражданско-патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших направлений воспитательной работы. Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам. Воспитание патриота и гражданина, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Большинство детей имеют размытое представление о той стране, в которой родились и живут, о её ценностях, о её величии и историческом прошлом. Перед воспитателем встаёт необходимость в формировании у детей первичных ценностных представлений о своей стране : дать детям знания о символике страны, о богатствах России, о природном и животном мире, прививать детям чувство любви к Родине, уважения к родителям, старшим, сверстникам; воспитывать подрастающее поколение в духе толерантности и ответственности за свое поведение. Для реализации данной задачи, нами было принято решение создать проектную деятельность, направленную на воспитание у детей интереса, уважения, любви и чувства гордости к родной отчизне.
Цель проекта : Проект позволит решить задачи, воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста, в направлении воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников, включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстниками и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представлений иных этнических коллективов. И где бы ребенок ни был, он должен уважать традиции национального окружения и вести себя в соответствии с их нормами.
Мы считаем, что данный проект может иметь широкое распространение в муниципальной и региональной системе дошкольного образования. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включатся родители воспитанников. Знакомство с национальностями, их традициями, искусством и т. д. доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
Задачи проекта :
образовательные задачи: дать сведения об истории страны, ее символике; познакомить с картой страны, показать расположение на глобусе; познакомить детей с различными традициями русского народа, его культурой; рассказать детям о людях, прославивших Родину, познакомить с историей праздника День народного единства. Обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей, принятых в многонациональном обществе.
развивающие задачи: формировать умения детей в продуктивной и других видах деятельности; развивать познавательный интерес к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за Россию, эмоционально-ценностное отношение к своей стране; воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям; вовлекать родителей в активное сотрудничество. Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе.
I. Подготовительный этап :
1. Подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстрированных материалов, дидактических игр, игр народов России, глобус, карта России; изображения животного и природного мира России; изображения символики и текст гимна России; изделия декоративно прикладного искусства народов России.
2. Выставка кукол в национальных костюмах.
3. Составление перспективного плана мероприятий.
4. Самостоятельная деятельность детей по теме. Создать развивающую среду, по тематике проекта. Подбор и выкладка иллюстраций, контурных карт для детей, предметов декоративного прикладного искусства, деревянных игрушек, поделок, народных костюмов по тематике проекта.
5. Создание условий для самостоятельно-продуктивной деятельности детей
6. Создание в группе мини-музея «Декоративно-прикладное искусство народов России». Подбор предметов, игрушек, поделок, иллюстраций, фотографии по тематике проекта.
7. Подготовка атрибутов для проведения с/р. и дидактических игр, тематических бесед.
II. Основной этап реализации проекта (планируемые мероприятия)
№
п/п Содержание деятельности Цели
Форма предоставления результатов
«Социально-коммуникативное развитие»
Совместное изготовление стенда для родителей «Единство навсегда» (стихи о празднике, тематические фотографии, информация о самом празднике, об исторических событиях
«Познавательное развитие» : Беседы с детьми об истории праздника: «День народного единства». Свободное общение: «Кто такие Минин и Пожарский?», «Что означает - народное единство?».; «С чего начинается Родина», «Символы государства». Занятие: «Москва-столица нашей
«Моя малая Родина» «Знакомство детей с праздником «День народного единства Родины» Фотоотчет
сюжетно- ролевые игры: «Путешествие в Москву», «Моя семья». «Мои друзья» создание предметно-развивающей среды и совместное изготовление атрибутов. «Российские воины» : атрибутика военных разных времён (шлем, кивер, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением баталий, боёв, парада и т. п. Фотоотчет, картотека подвижных игр
Рассматривание фото, репродукций картин, иллюстраций на тему. Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов : беседа, «Символика России», «Костюмы народов России». Просмотр мультфильма «Россия». «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри» Фотоотчет,
Д/ игры: «Наша Родина», «Флаги, страны, города», «Государственные символы России», «Путешествие к Ямал Ири», «Жилище разных народов», «Найди пару», «Радость и печаль». «Государственные праздники» Фотоотчет, картотека физкультминуток
Физическое развитие
Подвижные игры народов России, Севера Русская народная игра «Гори-гори ясно», «Лиса и гуси», «Есть идея!» «Ручеек» «Катай каравай», «Шатер», «Разноцветный платочек» Фотоотчет, картотека подвижных игр
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное развитие Слушание Гимна России, слушание музыкальных произведений о Москве, слушание музыки: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш». Разучивание песни: «У моей России длинные косички». Фотоотчет, картотека физкультминуток
Продуктивные виды деятельности Аппликация, «Наш дружный хоровод»
Лепка «Дружные ребята»
Конструктивно – модельная деятельность «Кремлевская стена»,- «Кремлевская стена» Фотоотчет
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы Чтение художественной литературы: Былина «Илья Муромец», русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», лезгинская народная сказка «Орел и мальчик», хантыйская народная сказка «Сказка про красавицу Аннэ», «Кукушка» сборник «Сказки народов мира». Составление рассказов «За что я люблю свой город» Пересказ отрывка К. Ушинский «Наше Отечество» НОД Заучивание стихотворения А. Прокофьев «Родина»
Беседы с детьми «Мой край родной», «Природа родного края» Фотоотчет, комплекс дыхательных упражнений
Создание условий для самостоятельной деятельности: Книги для чтения и рассматривания: В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок, М. Исаковский: «Поезжай за моря, океаны.», 3. Александрова: «Родина»,
Совместное изготовление атрибутов. «Российские воины» : атрибутика военных разных времён (шлем, кивер, пилотка, бескозырка, фуражка, игрушечное оружие, бинокль, штурвал, фляжка, котелок и т. п.); фото и репродукции различных времён с изображением баталий, боёв, парада и т. п. Центр строительно-конструктивных игр: создание схем, чертежей построек; строительный материал, модули, конструкторы. Центр продуктивных видов деятельности: подборка праздничных открыток ко Дню народного единства; материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда.
Работа с родителями
Выпуск буклета в родительский уголок «Толерантность надо воспитывать»;
Выставка детских рисунков «Русский костюм», «Любимый Ямал»
Оформление фотовыставки «Моя семья»
Создание мини музея «Мы разные, но мы едины»
III. Заключительный этап:
1. Дети имеют представление о народных праздниках, обычаях, традициях, играх и сказках, а также о нормах, принятых у отдельных народов.
2. Дети проявляют чувство любви, открытости и уважения к своей семье, сверстникам, взрослым, к своему народу.
3. В ходе различных видов деятельности дети проявляют чувства патриотизма и толерантности.
4. Родители компетентны в вопросах формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.
Список литературы
1. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие [Текст] / М. И. Богомолова. – Москва : Флинта, 2019. – 176 с.
2. Заболоцкая В. Э., Андреева Л. Д. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в поликультурной среде // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – №3. – С. 4-9.
3. Орлинская, Г. Б. Формирование толерантности у дошкольников / Г. Б. Орлинская. – Москва: Сфера, 2020. – 262 с.
4. Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод. пособие / сост. Н. А. Васильева. – Издание 2-е. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 108 с.
5. Подивилова, О. Н. Технология воспитания толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Подивилова // Педагогика. – 2020.– №2. – С. 181 - 185.
6. Смирнова, Е. О. Развитие толерантности в раннем и дошкольном детстве / Е. О. Смирнова. Москва: Сфера, 2019. – 218 с.
Интернет-ресурсы:
https://moluch.ru/archive/127/35341/