Получи документы

Познавательные процессы у детей дошкольного возраста

Галина Щербакова
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

У детей дошкольного возраста выделяются следующие познавательные процессы :

• Восприятие;

• Внимание;

• Память;

• Воображение;

• Мышление;

• Речь (письменная и устная).

При этом здесь важно учитывать такое понятие, как информация. Она включает в себя непосредственно информацию и источники ее получения. Непосредственно информация составляет собой совокупность различных сведений, фактов, событий, происходящих в окружающем мире. Между тем, источниками информации могут служить восприятие самого человека, мнение другого человека, книги, газеты, журналы, телевидение, интернет и т. п. Исходя из конкретных целей и возможностей, каждый человек использует те или иные источники информации.

Публикация «Познавательные процессы у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Говоря об информации, нельзя не сказать и о таком понятии, как «отношение к информации». Подобный аспект имеет наибольшее значение для педагога, так как играет ведущую роль в формировании познания у детей-дошкольников.

Если сравнивать отношение к информации у взрослых и детей, то взрослые считают информацию первичной, а затем уже формируют свое отношение к ней. У детей процесс формирования отношения к информации прямопротивоположный. Взрослый человек высказывает или показывает иными способами свое отношение к информации, опираясь на свои знания, опыт и представления. Дети, наоборот, с большей охотой будут познавать то, к чему хорошо относятся, а о том, что им не нравится, даже не захотят слышать.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что баланс компонентов познавательной сферы, то есть информации и отношения к ней, связан с уровнем развития познавательных процессов у ребенка определенного возраста. Чем ребенок старше, тем сложнее его психические процессы.

Тем не менее, следует отметить, что за счет преобладания эмоционально-чувственного освоения мира процесс познания у детей-дошкольников идет намного интенсивнее, чем у взрослых. Поэтому педагоги и родители должны ясно понимать, что процесс формирования отношения ребенка к миру является постоянным, соответственно, это отношение и будет определять, в каком русле будут развиваться знания и способности ребенка.

Очевидно, что понятия «информация» и «отношение к информации» имеют между собой очень четкую и тесную связь. После того, как с помощью различных источников человек освоил какую-либо информацию, она неизменно оставляет в душе определенный след, чувственный или эмоциональный, который и называется «отношением».

Исследуя информацию и отношение к ней у детей дошкольников, Н. Н. Поддъякова выявила две противоречивые тенденции, которые определяют процесс формирования знаний. В соответствии с первой из них, ребенок стремится расширить и углубить четкие и ясные знания об окружающем мире, которые составляют основу его познавательной сферы. Но в соответствии с другой тенденцией, чем интенсивнее проходит мыслительный процесс, тем больше перед ребенком появляется неясностей, впоследствии формирующих различные догадки, предположения и вопросы. Подобные «неясности» выступают мощнейшим стимулятором умственной активности детей. В свою очередь, в результате взаимодействия данных тенденций количество неопределенных знаний уменьшается, поскольку ребенок старается их уточнить и прояснить. Со временем они переходят в четкие знания (Дусавицкий, с. 225).

Учитывая это, педагог должен понимать, что чем больше ясных знаний формируется у ребенка, тем интенсивнее идет процесс появления неясных знаний. Поэтому его основная задача сводится к тому, чтобы сделать информацию для дошкольника не самоцелью, а средством, с помощью которого он сможет развивать свои познавательные потребности и интересы. А в этом процессе на первый план выходит положительное отношение ребенка к информации, его можно создать двумя путями:

1. Сформировать положительные эмоции, а затем и чувства по отношению к объекту/ процессу деятельности, либо к лицам, с которыми ребенок будет взаимодействовать. Здесь задача педагога сводится к выражению положительного отношения к ребенку и его деятельности, к знакомству ребенка с удачными образами деятельности, к выражению веры в его силы и возможности, к одобрению его деятельности, а также к выражению положительного отношения к результатам его деятельности. В этой связи огромное значение приобретает успех и его общественная оценка. Облегчить задачу педагога можно, если предложить ребенку заняться тем видом деятельности, с которой хотя бы частично были связаны его прежние интересы.

2. Сформировать понимание смысла деятельности, ее личной или общественной значимости. Достичь этого можно, используя образные рассказы о смысле деятельности, объяснения, наглядную демонстрацию результатов данной деятельности и иные аналогичные приемы.

Если интерес формируется по мере создания положительного отношения к деятельности, то непосредственное занятие ею можно считать выражением любви или долга. Подобная деятельность пока не является существенной для познавательного процесса, поскольку еще не содержит четкого интереса. Как только у ребенка изменится отношение к этой деятельности, объекты станут для него непривлекательными, у него постепенно исчезнет и стремление заниматься данной деятельностью.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется в результате правильно организованной структуры деятельности. В связи с этим, можно выделить следующие этапы организации деятельности:

1. Создание основы для формирования интереса, как внешней, так и внутренней. Под внешней основной воспитания интереса понимается организация жизни и создание благоприятных условий, которые будут способствовать возникновению потребности в конкретном объекте или в конкретной деятельности у данной личности. Под внутренней основой формирования интереса понимается усвоение ребенком известных и общедоступных знаний, навыков, а также визуальной опознавательной специфики.

2. Формирование положительного отношения к объекту и деятельности с дальнейшим переводом отдаленных смыслообразующих мотивов в более близкие для человека мотивы. На этом этапе интерес пока не формируется, как таковой, однако у ребенка возникают психологические предпосылки к его появлению, он начинает чувствовать потребность в деятельности, принимая ее.

3. Организация постоянной и систематической поисковой деятельности, которая способствует формированию подлинного интереса. На данном этапе у ребенка появляется познавательное отношение и внутренняя мотивация, толкающие его заниматься данным видом деятельности.

4. Развитие деятельности таким образом, чтобы в результате занятий перед ребенком ставились новые вопросы и задачи, которые подкрепляли бы его интерес к данной деятельности или объекту.

Очевидно, что два первых этапа обретают особенное значение в педагогической работе, при этом на воспитание отношения тратится достаточно длительное время. В свою очередь, систематическая поисковая деятельность приводит к тому, что у ребенка на психологическом уровне рождают позитивные эмоции, а его достижения способствуют формированию стойкого динамического стереотипа познавательного интереса, который в будущем может превратиться в качество, так или иначе характеризующее личность ребенка. Этап формирования подлинного интереса важен не столько потому, что пробуждает в ребенке положительные эмоции и приводит к пониманию смысла и значения данной деятельности, сколько потому, что у ребенка формируется внутренняя мотивация для занятий данным видом деятельности. Иными словами, со временем сама деятельность начинает побуждать ребенка, чем дальше — тем больше он в нее углубляется: у него появляется желание больше узнавать, решать больше задач, достигать больше целей.

Если педагог сумеет правильно воспользоваться данным детским «ресурсом», то интерес ребенка будет иметь тенденцию к неограниченному развитию. В процессе постановки новых познавательных и поисковых задач, интерес дошкольника будет более насыщенным, он будет получать больше радости от занятия данной деятельностью, что в конечном итоге может перерасти в настоящую «жажду» познания. Со временем это приведет к формированию стойкого интереса, который от решения одной задачи и перехода к другой будет только укрепляться.

Публикации по теме:

«Новогодняя история». Презентация стихотворения А. Барто «Дело было в январе» Данная презентация знакомит детей с творчеством Агнии Барто. Презентация предназначена для детей дошкольного возраста и детей с различными.

Программа по развитию познавательных процессов старших дошкольников с применением дидактической игры Программа по развитию познавательных процессов с применением дидактических игр Цель: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательные процессы у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июля 2014 в 19:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательные процессы у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Щербакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД