Лариса Смоленская
Познавательное занятие в подготовительной группе «Считалки»
▼ Скачать + Заказать документы
Считалки
Цели: 1. Сформировать представление о считалках
2. Познакомить с авторскими считалками
3. Научить выразительно читать
Ход занятия
- Ребята, на занятии мы с вами поговорим о считалках.
- Кто – нибудь из вас знает считалки?
- Расскажите.
- А откуда вы узнали считалки?
- Как вы понимаете слово считалка?
Считалка – это веселые стихи. Их сочиняют девочки и мальчики. Считалки нужны для игры в прятки или жмурки.
Публикация «Познавательное занятие в подготовительной группе „Считалки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Считалки, считалочки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Считалки бывают народные и авторские.
Народные названия считалок : счетушки, счёт, читки, пересчёт, говорушки и др.
Ребята, считалки бывают всякие. Существует огромное количество считалок.
- Есть, которые сразу определяют водящего:
Стакан,
Лимон,
Выйди вон
- А бывают, выходят сразу двое – для скорости, наверное.
Считалка является как бы подготовкой к большой коллективной игре.
- И сама она, становится игрой, соревнованием.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки –
Что угодно для души?
Или
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной, кто ты будешь такой,
Отвечай поскорей, не задерживай добрых и честных людей.
Играющему нужно угадать, какое выбрать слово - "помада" или "ботинки" для
повторного счета.
- Есть считалки, которые превращаются в самостоятельную игру. Тот, кто считает, ставит свои условия: фанты.
Что хотите, то берите,
Губки бантиком держите,
"Да" и "нет" не говорите
Черно с белым не берите и т. д.
- Некоторые ребята сами сочиняют считалки, иногда берут из каких – то стихотворений.
Плыл по морю – чемодан,
В чемодане был диван,
А в диване спрятан слон,
Кто не верит – выйди вон.
- Ребята, считалки отражают жизнь людей, мир окружавшей его природы.
Первая считалка появилась 300 лет назад.
Из- под печки
Три дощечки:
Хлоп, хлоп, хлоп –
Вышел поп.
- Существует большая группа считалок, называются они заумными:
Пача, лача,
Дерень, Бук, Шабук.
Эники, беники,
Си, колёса,
Эники, беники, Са
Эн, Бен,
Ели вареники,
Эн, Бен, Ба.
Считалки, как говорит само название, предназначены для счета. Во многих из них упоминаются цифры.
1, 2 – голова
3, 4 – прицепили
5, 6 – сено везть
7, 8 – сено косим
9, 10 – деньги весить
11, 12 – на улице бранятся, в избе ссорятся
Ни пуха, ни пера
Ни двойки, ни кола,
Ни тройки, ни четверки,
А круглые пятерки.
- Ребята, считалки читаются как песни – нараспев.
Сегодня на занятии мы познакомимся с авторскими считалками.
Прослушайте считалку, которую написал Вадим Левин. А называется она Кошкина считалка, а затем скажете мне, о ком говорится в ней (читаю).
- О ком говорится? (о кошке)
- Что делает кошка? (учится считать)
- А как учится считать?
- Почему получается у кошки такой ответ? (съела кошка мышку)
Выразительное чтение детей считалки.
Теперь прочитаем считалку : Мышкина считалка :
- О чем считалка? (о сыре)
- Когда сыр вкусный? (когда в сыре много дырок)
- Почему если в сыре одна дыра, значит, сыр был вкусным вчера? (потому, что мыши съели сыр, остался только маленький кусочек).
- Ребята, посмотрите на начало этих двух считалок. С чего начинаются они? (со счета)
- Значит, эти считалки можно использовать для расчета перед игрой.
Прочитаем считалки, которые написал Иван Демьянов. Читаем первую считалку про сметану.
- Что караулил кот? (сметану)
- Что произошло в обед?
- Как можно помочь Степану?
- Ребята, как вы думаете, найдет Степан сметану? (нет). Почему? (кот съел).
Читаем вторую считалку про сфетофор.
- Сколько у светофора цветов? (три). Какие?
- На какой цвет можно переходить улицу? (на зеленый).
Читаем третью считалку про зверей.
- Кто испугался медвежонка?
- Что они сделали?
- Что нужно сделать?
Прочитаем Щи – считалочку, а написала её Марина Бородицкая. Я прочитаю, а вы внимательно прослушайте и посчитайте, сколько нужно овощей для щей.
- Кто посчитал, сколько нужно овощей для щей?
- какие овощи нужны для щей?
- Ребята, вам понравились считалки? Эти считалки можно использовать, когда вы будете играть в разные интересные игры.
- Поэт Борис Заходер придумал волшебную страну Считалию и сочинил о ней веселое стихотворение. Давайте прочитаем его. (чтение)
- Ребята, какие известные вам считалки встретились в стране Считалия
- А кто – нибудь из вас сам сочинял считалку? (если да – расскажите, нет – давайте попробуем сочинить.)
- Я вам скажу начало, а вы закончите:5,4,3,2,1….(Как нам весело одним, гулять в ясную погоду).
- Попробуйте сами сочинить считалку (сочиняют).
Итог занятия :
- Что такое считалки?
- Какие они бывают?
- Вам понравились считалки, которые мы сегодня читали? Чем?
Всем спасибо. На этом наше занятие окончено.