Ольга Трифонова
Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной группе «Что такое Новый год?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с историей возникновения праздника, новогодних атрибутов, правилами безопасного поведения во время празднования Нового года; воспитывать интерес к российским традициям.
Оборудование: презентация "Что такое Новый год"; снежинки.
Ход занятия.
1. Введение в тему и сообщение цели занятия.
Здравствуйте! Отгадайте загадку и узнаете много интересного про отгадку.
Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками,
К детям в гости Дед Мороз
Внучку на санях привез.
Ребятня подарков ждёт,
Веселится весь народ!
Публикация «Познавательное занятие по развитию речи в подготовительной группе „Что такое Новый год?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Что за праздник? (Новый год)
Знаете ли вы, что Новый год не всегда праздновали зимой и кто придумал такую традицию? Тогда слушайте.
2. Знакомство с историей празднования Нового года.
Давным - давно на Руси Новый год праздновали 2 раза. В марте, чтобы был хороший урожай, на вишневых ветках зажигали плошки с маслом, пекли блины, похожие на солнышко и сжигали чучело, прогоняя зиму. А 1 сентября устраивали праздник урожая, просили у царя справедливых решений споров, проводились массовые гуляния, пиры и состязания.
Царь Петр I, который много путешествовал по Европе, увидел, как празднуют Новый год европейцы. Ему понравилось, что в Европе зимой, 1 января, наряжают ёлочку и кладут под неё подарки для своих родных. И с 1700 года в России люди стали в домах ставить колючую ель, а не покрытую бело-розовыми и нежными лепестками вишню, как раньше.
Празднование Нового года начинается в день рождения солнышка, в пору зимнего солнцестояния – 25 декабря. Святые праздники, Святые вечера – так называют эти дни наши бабушки, потому что в эти дни, по преданию, случилось чудо - родился младенец Иисус, он улыбнулся ели, пришедшей вместе со всеми животными и растениями к нему в пещеру, чтобы поприветствовать его, и на верхушке ели засияла звезда как символ рождества Христова. В эти дни в России не грешно и “почудить” : люди наряжаются в чудные костюмы, пляшут, веселятся и гадают.
В старые времена гуляния на Новый год были массовыми. Сейчас это семейное торжество, когда в морозную зиму все родные собираются за красиво накрытым праздничным столом, общаются и делятся событиями и историями из своей жизни за весь прошедший год. Дети в эти дни много отдыхают, радуются, ходят на праздничные елки и общаются с родителями, у которых тоже рождественские каникулы. Возможность побыть вместе всей семьей помогает укреплять семейные узы и находить друг у друга поддержку.
Подарки детям приносит Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка, а празднование Нового года заканчивается встречей Старого Нового года, который россияне отмечают с 13 на 14 января.
3. Развитие образного мышления, словарного запаса.
А теперь, ребятки, отгадайте новогодние загадки.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная! (Ёлка)
Мне у елки на верхушке
Никогда не страшно.
Я сверкаю на макушке,
Как на Спасской башне. (Звезда)
Самый добрый в мире дед
В шубу - валенки одет;
Бородой седой зарос
Наш любимый. (Дед Мороз)
Я - внучка Мороза и Вьюги,
Являюсь зимой каждый год!
Со мною снежинки-подруги
Весёлый ведут хоровод. (Снегурочка)
Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Это не фонарик,
А стеклянный (шарик)
И в коробки, и в пакеты
Упакованы конфеты.
Фантики так ярки!
Будут всем. (подарки)
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если ёлка в дом идёт,
Что за праздник? (Новый год)
4. Знакомство с правилами безопасного поведения.
Чтобы праздник Нового года был ярким, запоминающимся и счастливым, соблюдайте безопасные правила поведения:
Из хлопушки, из хлопушки
Не стреляйте, как из пушки.
Цельтесь не в лицо, а вверх,
Будет радость у вас всех!
Без пожара отмечайте
Новогодние деньки.
Осторожно зажигайте
Бенгальские огоньки.
Апельсин – фрукт новогодний,
Но не ешьте его много!
Хоровод водите дружно,
Тянуть, толкать детей не нужно!
5. Динамическая пауза.
Становитесь в хоровод,
Пляской и весельем встретим Новый год!
Ритмические импровизации под музыку песни "Что такое Новый год?"
6. Развитие связной речи.
Дед Мороз и Зима устраивают состязания в новогодних знаниях. Кто ответит на большее количество вопросов, тот и победил! За правильный, полный ответ - снежинка!
1. Сколько раз праздновали Новый год на Руси?
2. Когда отмечали Новый год первый раз?
3. Что делали весной, чтобы Новый год скорее наступил?
4. Когда Новый год праздновали второй раз?
5. Как осенью отмечали приход Нового года?
6. Кто научил россиян отмечать приход Нового года зимой?
7. У кого царь Пётр 1 перенял эту традицию?
8. Как Пётр 1 предложил встречать Новый год?
8. Когда начинаются новогодние праздники в наше время?
9. Почему вечера после 25 декабря называют Святыми?
10. Что делают люди в Святки?
Подведение итогов соревнования.
С Новым годом! До свидания! (Движения на каждый слог).