Папки-передвижки

Познавательно-экспериментальный проект «Мы — друзья природы» (вторая младшая группа)

Ольга Спицына
Познавательно-экспериментальный проект «Мы — друзья природы» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Наиболее эффективным педагогическим средством является проектная деятельность детей. Детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно-исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.

Публикация «Познавательно-экспериментальный проект „Мы — друзья природы“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах

Тема разработанного нами проекта выбрана не случайно. Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!

Проект «Мы друзья природы своими руками разработан с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Состоит он из мини-проектов, посвященных временам года: “Осень золотая”, “Зимушка хрустальная”, “Весенние мотивы”, “Что нам лето принесло…».

Цель проекта : Развитие творческой и познавательной активности дошкольника в процессе исследовательской деятельности.

Задачи.

Обучения.

1. Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

2. Продолжать формировать знания и представления детей о временах года; об сезонных изменениях в природе.

3. Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование.

4. Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

5. Обогащать словарный запас детей.

Развития.

1. Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения).

2. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

3. Развивать мелкую моторику рук в ходе реализации творческих замыслов.

4. Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Воспитания.

1. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.

2. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

3. Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.

Участники проекта : воспитатели и дети второй младшей группы, родители.

Сроки реализации проекта : долгосрочный (один год)

Этапы реализации проекта :

Проблема.

Во время прогулок с детьми на участке дети рассматривали растения, наблюдали за жизнью насекомых. Незаменимым помощником в наших прогулках стала лупа, принесенная однажды кем - то из детей. В нее они рассматривали все подряд, от травинки до муравья. Вечером, уходя уже домой, дети наперебой рассказывали родителям о своих впечатлениях. И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг, мы решили на родительском собрании вместе с родителями разработать проект «Мы-друзья природы».

Iэтап. Подготовительный. 1. Подборка необходимой методической и художественной литературы, разработка анкет, анкетирование родителей, составление плана экскурсий, прогулок, наблюдений.

IIэтап. Реализация проекта.

Однажды утром в группе появился сказочный персонаж Мышонок – Удивленокоторый сразу подружился с детьми. Он рассказал им об удивительном мире природы и предложил смастерить своими руками кусочек этой удивительной красоты у себя в группе. Дети охотно согласились, они поселили его в уголке природы и экспериментирования. Наш герой участвовал во всех беседах и экспериментах, он приносил ребятам задания и удивительные истории, слушал внимательно рассказы детей об их впечатлениях от экскурсий с родителями, от прогулок и наблюдений. Этот герой ребятам стал не просто игрушкой, но самым настоящим другом, с которым можно было посоветоваться, обратиться к нему с просьбой, разделить радость новых открытий.

Реализуя мини – проект «Осень золотая», в ходе бесед и чтения художественной литературы: рассказов, стихов, дети узнавали о первых осенних изменениях в природе, об изменениях в жизни людей, животных и птиц, насекомых в это время года, проводили разнообразные наблюдения, во время которых познакомились с новыми названиями растений и садовых цветов. А также собирали природный материал : листья, палки, ветки, сушили разноцветные листья для поделок. На занятиях по рисованию и аппликации попробовали нетрадиционным методом, с помощью соломинок, туши и сухих листьев, изобразить осеннее дерево. Из природного материала делали всевозможных гусениц, черепах, человечков. Дети вместе с родителями участвовали в экскурсиях и готовили материалы по итогам этих экскурсий, в виде небольших поделок, из которых мы оформили выставку «Осень золотая к нам пришла». Итоговым мероприятием была небольшая презентация этих работ, где дети вместе с родителями делились впечатлениями и радостью от совместной работы.

Как только выпал первый снег, началась работа над следующим мини-проектом “Зимушка хрустальная”. На протяжении всей зимы наблюдали за природными явлениями : как падает снег, морозными узорами на стекле, инеем на деревьях; за поведением птиц прилетевшими на участки детского сада, старались подкармливать их, развесили вместе с родителями кормушки у себя на участке. Во время экспериментальной деятельности проводили разнообразные опыты с водой и снегом: брали стаканы, вместе с детьми наполняли снегом и ставили на окошко, ждали. Через некоторое время снег в стакане стал наполняться водой (таять). Каково было удивление детей, когда они вдруг открыли для себя, что снег “сделан” из воды и поэтому может растаять. Да к тому же еще вода грязная. Значит - снег есть нельзя! Этот простой эксперимент пробудил в детях такое любопытство, что они активно начали интересоваться природой вещей : красили снег в разные цвета, изготавливали цветные льдинки, а потом из них выкладывали разнообразные фигуры и узоры. После долгого и бурного обсуждения о свойствах снега решили во время прогулки вместе с родителями вылепить снеговиков и ежика. На занятиях художественной деятельности сделали несколько работ на зимнюю тему. Дома дети с родителями выполнили несколько работ – макетов зимних участков, а затем рассказали, о том, что у них получилось. Итоговым мероприятием стал литературный вечер стихов и загадок на тему: «Ах, эта зимушка – зима…»

Работу над проектом “Весенние мотивы” мы начали в начале марта. В группу занесли ветки, поставили их в воду и начали наблюдать за ними. Постепенно почки на ветках стали набухать, и дети узнали, что с наступлением весны на деревьях набухают почки и из них появляются листья. Солнце уже начинает пригревать, снег тает, на крышах домов появляются сосульки. На прогулке с удовольствием наблюдали за распустившимися первыми цветами облепихи, сирени, узнавали о лекарственных растениях на нашем участке: щупали и нюхали мяту, рассматривали мать – и – мачеху, наблюдали за первыми птицами, возвратившимися домой и поселившимися в скворечнике на участке. Дети рассказывали родителям и своему другу Мышонку - Удивленку о своих впечатлениях от наблюдений. На занятиях художественной деятельности воплощали эти впечатления в своих работах «Первые листочки», «Букет для мамы», «Цветочная поляна», «Весна в лесу». Проект решили завершить конкурсом совместных работ детей и родителей на тему: «Весенние мотивы». Из пластилина дети и родители выполнили свои пейзажи, а жюри определи лучшую детско – родительскую работу. Конкурс закончился дружным и веселым чаепитием, где родители выразили большую благодарность организаторам этого проекта, так как они стали больше общаться со своими детьми, понимать их, узнали об их интересах, умениях и навыках в творческой деятельности.

Прежде чем приступить к реализации летнего мини-проекта, мы долго думали, что заинтересует детей, чем их можно увлечь. Потом кто – то из детей задал вопрос «А как получается огурец?». Нам пришлось долго рассказывать, как и из чего получается этот самый огурец. Чтобы дети все это поняли, мы решили, что они должны в этом убедиться на своем личном опыте, выращивая свой урожай. Назвав наш мини – проект «Что нам лето принесло…», разработав план его реализации, мы приступили к работе. На участке детского сада разбили вместе с родителями огород, где высадили рассаду овощей. Все лето дети выращивали их, заботились, наблюдали, как они растут. А сколько было радости, когда из цветочков появились первые маленькие плодики. Дети с восторгом рассматривали их и ждали, пока эти крошки превратятся в настоящие плоды. Собрав урожай, мы решили оживить наши огурцы и помидоры, кабачки и тыквы. Выставка творческих поделок «Что нам лето принесло….» стала итоговым мероприятием этого мини - проекта.

Ожидаемые результаты.

В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяют привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей сформировались навыки исследовательской деятельности, познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.

Оценка эффективности проекта.

В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах. В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Работая с детьми, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Информационно–исследовательский проект «Мусор Земле не к лицу»Информационно–исследовательский проект «Мусор Земле не к лицу» Проект «Мусор Земле не к лицу» Тип проекта: информационно – исследовательский По содержанию: ребенок и охрана природы Участники проекта:.

Проект «Огород на окне» Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-экспериментальный проект «Мы — друзья природы» (вторая младшая группа)
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 21:02
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-экспериментальный проект «Мы — друзья природы» (вторая младшая группа)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Спицына в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД