Инна Рымарева
Познавательно-творческий проект «Использование нетрадиционных техник рисования при знакомстве детей с темой «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила и провела проект Рымарева Инна Анатольевна МАДОУ №20 "Ромашка", Московская обл., г. Железнодорожный.
Тип проекта: познавательно - творческий.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный
База проекта: МАДОУ №20 «Ромашка» г. Железнодорожный, Московской области.
Участники проекта: средняя группа № 6
Срок реализации: 3 недели
Дата реализации: с 24.03.14 по 11.04.14
Проблема:
Публикация «Познавательно-творческий проект „Использование нетрадиционных техник рисования при знакомстве детей с темой „Космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Космос. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Тема «Космос» является для детей чем-то загадочным и интригующим. И в тоже время многие дети, сталкиваясь с чем-то новым и интересным, испытывают робость и скованность, так как они еще недостаточно овладели средствами изображения, что лишает их радости творчества и вызывает отрицательное отношение к изобразительной художественной деятельности. Дети не имеют представления, что рисовать можно разными способами и не боятся, что у них не получится.
Проблема: робость, нерешительность при традиционном рисовании, не сформированное представление о том, что рисовать можно разными способами. Недостаточно внимания уделено в образовательной деятельности в детском саду. Загруженность воспитателя.
Причина: мало времени уделяется рисованию в семье.
Цель:расширить познания детей в изобразительной деятельности, развивать их творческие способности нетрадиционными техниками рисования (гуашь +восковые мелки, набрызг, рисование солью, обрывная аппликация).
Задачи: изучить литературу, интернет ресурсы;подобрать материал;
создать условия для экспериментирования; организовать выставку работ.
Актуальность
Мечта о космосе— неактуальна для современных детей. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает. Между тем космические пираты, звездные воины и другие инопланетные существа — герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому педагогам важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. Выбранная тематика предполагает необходимое соблюдение некоторых принципов: научность; доступность предметного материала; практичность; наглядность; взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста; систематичность закрепления знаний и понятий от возраста к возрасту. В рамках проекта детям было предложено продумать свой полет на любую планету солнечной системы. В своей работе педагог стремилась расширить рамки изобразительной деятельности используя нетрадиционные методы рисования («акварель + восковые мелки» - рисуя космическое пространство, «рисование солью» -изображая планеты, аппликация из комочков гофрированной бумаги - для изображения ракеты.) Проект показывает, что нетрадиционные методы рисования позволяют ребенку не просто создать изображение, но и побыть немного волшебниками, прикоснувшись к непривычному способу рисования, развивая творческое воображение, моторику, создать нормальную эмоционально-психологическую атмосферу.
Цель проекта:
Вызвать интерес детей к теме космоса, используя нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Формировать представление детей о космосе, о солнечной системе (планеты, звезды, солнце, луна и т. д.)
Продолжить знакомить детей с профессией – космонавт.
Создать условия для свободного экспериментирования детей с разными материалами при знакомстве с новыми нетрадиционными способами рисования.
Развивать творческое мышление, фантазию, воображение, интерес к космосу.
Способствовать активизации у детей самостоятельности, проявления индивидуальности.
Создать атмосферу успеха.
Обогащать словарный запас детей словами : космос, космонавт, ракета, планеты, звезды, день космонавтики,инопланетяне, и др.
Методы исследования:
1. Теоретический метод- изучение литературы, интернет ресурсов.
2. Эмпирический метод – наблюдение за детьми в процессе продуктивной деятельности.
Методы работы с детьми:
1. Словесный метод – объяснение педагогом.
2. Наглядный метод – рассматривание иллюстраций, показ педагогом способа рисования.
3. Практически – исследовательский метод – рисование нетрадиционными способами.
4. Игровой метод – превращение в космонавтов – волшебников.
Предполагаемый результат исследования:
Продолжать закреплять и обогащать знания детей о космосе, об освоении космоса, о космонавтах;
Формировать у детей умения и навыки нетрадиционных способов рисования «восковые мелки + гуашь», «рисование солью», аппликация комочками гофрированной бумаги;
раскрываются новые возможности для создания творческих работ;
развивается воображение, умение думать, познавать новое, исследовать;
преодолевается робость и скованность в НОД.
Планирование деятельности
1. Педагог:
- изучает литературу, интернет ресурсы (факты из истории изучения космоса, о первом космонавте, о праздновании дня космонавтики, о способах рисования акварелью и восковыми мелками, рисованию планет солью).
- организует выставку иллюстраций «Загадочный космос»,
- проводит беседу – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»,
- организует выставку работ в нетрадиционной технике «Дорога к звездам»,
-проводит беседу о том, какое впечатление осталось после рассматривания творческих работ, что необычного заметили,
- проводит дидактическую игру «Летает, плавает, ездит»,
-предоставляет детям возможность экспериментирования с восковыми мелками и акварелью, солью и акварелью,
-организует выставку работ с детьми.
2. Дети:
- рассматривают выставку, делятся своими впечатлениями, активизируют мыслительную деятельность,
- участвуют в беседе-рассуждении, высказывают свое мнение, делают выводы,
-играют в дидактическую игру «Летает, плавает, ездит»,
-участвуют в экспериментировании с восковыми мелками и акварелью, восковыми мелками и солью,
-участвуют в продуктивной деятельности – создают космические рисунки в нетрадиционной технике.
Материалы:
Восковые мелки, акварельные краски, баночка с водой, гуашь, кисти, соль, клей, ножницы, гофрированная бумага, альбомные листы разных размеров, палитра, творческие работы педагога в выполненные в данных техниках, иллюстрации планет солнечной системы, портрет Ю. А. Гагарина.
1 этап. Подготовительный.
Цель этапа: разработка проекта, подбор необходимого материала и создание условий для реализации проекта.
Срок: 1 неделя
Формы работы:
-самообразование,
-изобразительная деятельность,
-накопление художественного и бытового материала.
Содержание:изучить методическую литературу, опыт работ коллег,посетить сайты для накопления материалов по теме проекта,
изготовление шаблонов для работы.
Предполагаемый результат: создание творческих работ выполненных в этой технике.
2 этап. Основной.
Цель этапа: создать условия для свободного экспериментирования детей с восковыми мелками и красками, рисования солью, создания аппликации ракеты из комочков гофрированной бумаги.
Срок:2-я неделя
Формы работы:Рассматривание творческих работ педагога, беседа.
Результат:Дети рассматривают работы, высказывают свои предположения о том, как это нарисовано. Активизируется мыслительная деятельность.
Практическая работа с детьми №1
Исследования возможностей рисования восковыми мелками и краской «Загадочный космос», изготовление фона будущей работы.
3-я неделя Практическая работа с детьми №2 1 Исследования возможностей рисования красками и солью, создание планет солнечной системы «Далекие планеты»
Практическая работа с детьми №3
Исследования возможностей создания объемной аппликации с помощью комочков гофрированной бумаги "Путешествие на далекую планету"
3 этап. Заключительный.
Цель этапа: подведение итогов проделанной работы.
Срок: 3-я неделя
Форма работы:
-оформление детских творческих работ, создание коллажа из отдельных этапов работы,
-организация выставки для детей и родителей.
Предполагаемый результат:применение различных нетрадиционных техник рисования при создании итоговой работы (коллажа,помогает раскрыть творческие способности ребенка, дает возможность побыть волшебником при выполнении работы, получить удовлетворение от выполненной работы.
Выводы:
Проект выявил, что использование нетрадиционных техник рисование вызывает у детей живой интерес к усвоению материала по теме «Космос». С каждым занятие все больше проникаются в космический мир, в мир далекий, загадочный, неизведанный. Кроме того, нетрадиционные техники рисования создают условия для преодоления робости, ребенок раскрепощается, интересуется самим процессом рисования, находится в состоянии предчувствия чуда, развивает воображение и фантазию, мыслительные процессы. Практический опыт показал, что рисование нетрадиционными способами позволяет детям узнать экспериментальным путем, что рисовать можно не только красками и восковыми мелками самостоятельно, но и совмещая две эти техники можно получить необычные и яркие картины. Активизируется мыслительная деятельность – ребенок думает, как может соль использоваться в рисовании, высказывает свое предположение, экспериментирует с краской и солью. При создании итоговой работы (коллажа, ребенок ощущает свою значимость в стремлении создания целой композиции,получает удовлетворение от выполненной работы и уверенность в своих силах.
Оценка результатов исследования.
Дети с удовольствием рисуют, создают свои образы, с каждым занятием дополняют рисунок новыми деталями. Стремятся больше узнать о небесных телах, продумывают, какие именно космические объекты будут изображать и каким способом. Исчезла скованность, робость. У ребенка развиваются такие качества как стремление к экспериментированию, познанию нового. Дети получают удовлетворение от своей работы, осознают, что рисование может быть интересным и необычным.
Считаю, что использование нетрадиционных техник рисования помогает создать атмосферу волшебства на занятии, сделать процесс рисования ярким и запоминающимся.
Информационные ресурсы, используемые в исследовании:
Электронные ресурсы:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
2. Школьный двор yrokityt.at.ua
3. Рисовать могут все mogut-vse.ru
Использованная литература:
1. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки»/ И. А. Лыкова –М: Карапуз – Дидактика, 2007
2. Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционными техниками. Планирование. Конспекты занятий Р. Г. Казакова – М: ТЦ Сфера 2005
3. Беседы о космосе /Е. А. Паникова, В. В. Инкина –М: ТЦ Сфера, 2013
4. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников/ Лебедева Е. Н. –М: 2004г.
5. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. / А. В. Никитина – М: Каро, 2010 г.
6. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации/ Лыкова И. А. - М. : «КАРАПУЗ», 2009