Наталья Леонидовна Кулиш
Познавательно-исследовательский проект «Батарейка — польза или вред»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Название проекта: «Польза или вред!».
Длительность проекта: средней продолжительности (2 месяца).
Автор: Кулиш Н. Л.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Проблемный вопрос: «Что делать с отработанными батарейками?».
Пояснительная записка.
Актуальность и постановка проблемы
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Батарейка — польза или вред“» размещена в разделах
- Батарейка. Экологические акции по сбору батареек
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Мы все живём в таком мире, где уже невозможно представить себе хоть один день без батарейки. На них работают часы, сотовые телефоны, ноутбуки, множество бытовых предметов, а также каждая вторая игрушка. Мы везде сталкиваемся с батарейкой или аккумулятором и редко кто задумывается о том, куда выбросить её после использования.
Проблема заключается в том, что люди попросту не знают о той опасности, которую таит в себе обыкновенная батарейка. Особенно незащищены в этом плане - дети. Нередко можно наблюдать картину, когда использованные батарейки беспорядочно разбросаны по дому, и ребёнок использует их в качестве игрушки, грызёт, пытается разобрать на части и заглянуть внутрь. Многие люди выбрасывают использованные батарейки в мусорное ведро, а оттуда на свалку. Практически во всех батарейках содержатся токсичные вещества, которые при разрушении корпусов батареек попадают в природную среду, а затем в почву и грунтовые воды, поглощаются растениями и животными, а из них (в виде пищи) оказываются в нашем организме. Вопросы сбора, утилизации и переработки использованных батареек очень актуальны в настоящее время.
Гипотеза
Если бы информация о вреде батареек постоянно напоминала людям об опасности их выбрасывания, а контейнеры по сбору отработанных батареек были установлены повсеместно в общественных местах, то большинство людей сдавали бы отработанные батарейки и не загрязняли окружающую среду.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Формирование представления у детей о взаимозависимости деятельности человека и мира природы, представления о том, какой вред, наносится окружающей среде не переработанными батарейками.
Задачи:
1. Расширять знания детей и взрослых о взаимосвязи мира природы и деятельности человека.
2. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе: помочь понять необходимость сортировать мусор и сдавать «опасные» отходы в специализированные контейнеры и приемные пункты.
3. Посредством игры и опытов помочь ребенку ощутить радость и невзгоды от вторжения человека в мир природы.
4. Формировать навыки сотрудничества.
Основная задача экологического образования - обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.
Планируемые результаты:
-расширение знаний детей и их родителей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека;
-изменение отношения людей к опасным отходам, раздельному сбору мусора и экологии в целом;
-организация сбора и сдачи использованных батареек в пункты их приема.
Критерии эффективности:
- возможно, люди пойдут сдавать батарейки, если пункт приема будет расположен в доступном и удобном месте;
- люди пойдут сдавать батарейки, если будут уверены в их вреде для здоровья детей и взрослых.
Ожидаемые риски:
- люди не знают, где расположены приемные пункты, малое их количество;
- большая занятость взрослого населения.
Этапы реализации проекта
1 этап «Подготовительный»
- Определение темы и составление плана реализации.
- Подбор художественной литературы, подбор наглядно-дидактического материала, подбор материала для опытно-экспериментальной деятельности.
- Сбор и анализ необходимой информации о батарейках и их утилизации.
- Поиск информации о приемных пунктах использованных батареек.
- Консультация для родителей «Вред, наносимый природе неправильной утилизацией батареек» (Приложение №1).
2 этап «Основной»
- Беседы с детьми «Правила поведения в природе», «Польза и вред батарейки», «Почему нельзя бросать батарейку в мусорное ведро?», (Приложение №2).
- Д/и «Можно и нельзя».
- Просмотр мультфильма «Фиксики - Батарейка».
- Опыты - эксперименты «Влияние батареек на окружающую среду» - Узнать, какой вред может принести батарейка окружающей среде.
- Создание плаката «Сохрани природу - сдай батарейку».
- Викторина для детей «Что я знаю о батарейке». (Приложение №3)
3 этап. Итоговый.
- Изготовление и установления мини-экобокса для сбора использованных батареек.
- Акция по сбору и утилизации «Сдай батарейку на переработку».
- Выйти на уровень поселка, установить в магазине контейнер для отработанных батареек.
- Подведение итогов. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?».
- Создание презентации проекта.
Результаты реализации проекта
Те ожидания, которые мы включили в проект, осуществились:
- Дети узнали много полезной информации об ответственном и бережном отношении к природе, стимулировали родителей к сдаче использованных батареек.
- Дети стали больше задумываться о поступках людей и их последствиях для природы, что видно по их рассуждениям на итоговом занятии и в повседневной жизни (на прогулке, во время сюжетных игр и т. д.).
- Дети под руководством взрослого научились правильно поступать в реальных жизненных ситуациях.
Продукт проекта – акция по сбору и утилизации отработанных батареек.
Перспективы дальнейшего развития
- Привлечь внимание общественности к раздельному сбору мусора не только в городах, но и в небольших населённых пунктах.
- Расширить проект по специальной утилизации отдельных видов отходов: сделать акцию по сбору и утилизации отработанных батареек постоянной; при помощи администрации организовать сбор пластика.
Список используемой литературы
1. Акленова М. Д. «Энциклопедия для детей том 14», М. Аванта, 2001г;
2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
3. Володин В. А. «Энциклопедия для детей том 17»;
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2000.
5. Первая энциклопедия / Пер. с англ. А. В. Мясникова. – М. : ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010 г. ;
6. Разумова Е. Р. «Экология» М. :МИЭМП, 2010 г. ;