Ольга Васехина
Познание в средней группе: «Что мы знаем о воде»
Программное содержание:
- Познакомить детей со свойствами воды (цвет, вкус);
- Уточнить знание её для всего живого;
- Развивать любознательность, мышление, речь детей, стремление экспериментировать;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова: бесцветная, прозрачная, безвкусная, солёная, сладкая, кислая.
Ход занятия:
(После завтрака перекрывается вода в группе).
Публикация «Познание в средней группе: „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
- Ребята, сегодня после завтрака я хотела помыть руки, но воды в кране не оказалось. А в раковине лежит вот эта записка от царицы Водицы.
- Ребята, разрешите, я прочитаю послание. «Детский сад № 169. Детям средней группы № 12 «Сказка». Дорогие ребята! Злой волшебник Водокрут заколдовал меня. Сокровище моё – воду, никому не даёт. Прошу вас о помощи. Царица Водица».
- Ребята, как вы думаете, что же нам делать? ( ответы детей: «Надо освободить царицу Водицу»).
- А вы не боитесь? (Нет).
- Какие смелые ребята, молодцы!
- Тогда в путь, к волшебнику Водокруту (дети идут под музыку, дорогу им перегораживает Водокрут).
- Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте).
- Далеко ли идёте? Куда путь держите?
- Мы идём к Волшебнику Водокруту царицу Водицу освобождать.
- Так Водокрут – это я!
- Водокрут, пожалуйста, освободи царицу Водицу.
- А зачем она вам? Разве вы не можете без неё обойтись?
- Нет, никак не можем, всем очень плохо жить без воды.
- Кому это всем? Покажите и объясните, почему? (ответы детей при показе картинок Волшебником Водокрутом).
- Рыба (она живёт в воде, это её домик).
- Цветы (без воды повянут и засохнут).
- Кошка (без воды заболеет и от жажды умрет).
- Дерево (без воды оно засохнет, не будет листьев и сочных плодов).
- Человек (без воды он погибнет, не сможет жить).
- Да, Водокрут, без воды нет жизни на Земле никому. Она нужна всем и человеку обязательно нужна. Потому что в нашем организме находится очень много воды, если она исчезнет, то и человек погибнет.
- А что ещё вы знаете о воде, какая она?
- Как ты думаешь, Водокрут, какого цвета вода?
- Не знаю! Зелёная? А может синяя? А вы, ребята, как думаете? (ответы детей).
- Сейчас мы это проверим. (Дети и Водокрут садятся за стол).
- Посмотрите, ребята. У меня два стакана. В одном – молоко, а в другом – обычная питьевая вода. Если в стакан с молоком я помещу ложку – её видно? (Нет). Потому что молоко, какого цвета? (Белого). А если ложку я помещу в стакан с водой – её видно? (Да). Правильно, потому что вода, какая? (Прозрачная – не имеющая цвета, она бесцветная).
- Повтори, Катя, какого цвета вода? (бесцветная, прозрачная).
- А чтобы ты не забыл, Водокрут, мы отметим это свойство воды вот таким символом. (Водокрут закрепляет его на доске).
- Ребята, посмотрите. В руке у меня маленький кристаллик, называется он марганец. Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик, и мы посмотрим, что происходит с водой.
- Итак, что произошло с водой? ( ответы детей: «Она изменила цвет»).
- Какого цвета стала вода? ( ответы детей: «Малинового»).
- А теперь в стакане с чистой водой я добавлю волшебную зелёную капельку. Что получилось? ( ответы детей: «Вода изменила свой цвет, стала зелёная).
- Да, ребята, вода может менять свой цвет, смотря, что в неё добавили. (Вывод опыта).
- И мы вывешиваем ещё один символ (это делает ребёнок).
- Как вы думаете, ребята, какая вода на вкус? Попробуйте ( ответы детей: «Никакого»).
- Да, она безвкусная. Повтори, Саша, какая вода на вкус? (безвкусная).
- А теперь положите в стакан с водой соль. Какой стала вода по вкусу? (ответы двух-трё х детей: «Солёная»).
- А у тебя. Водокрут?
- Возьмите другой стакан и размешайте сахар. Какая по вкусу вода? (ответы двух-трё х детей: «Сладкая»).
- А если добавить сок лимона? Попробуйте! ( ответы детей: «Кислая»).
- А у тебя, Водокрут?
- Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. И вывешиваем символ вкуса воды.
- Запомнил Водокрут, какой бывает вода? (повторить с детьми все символы).
- А сейчас представьте, что вы, ребята, капельки воды (надеть шапочки с капелькой, включить музыку). Выходите на ковёр. Посылаю вас, капельки, на землю. Пролейтесь весёлым дождиком, напоите землю, деревья, цветы. Погуляйте, а затем ко мне возвращайтесь. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют два ручейка, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-прибольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются под музыку по кругу). Плавали капельки в океане да вспомнили, что домой пора возвращаться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (вытягивают руки вверх). Испарились они лучами солнышка и вернулись назад.
- Молодцы, ребята, Ну что, Водокрут, доволен ты нашим рассказом о воде. Отпусти царицу Водицу. А мы беречь её будем. Ведь для умывания, приготовления пищи нужна только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому нужно плотно закрывать кран и беречь воду. Вода – наше богатство.
- Вода – бесцветная и прозрачная, но может изменять свой цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
- Вода – безвкусная, но может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
- Ну ладно, так и быть, отпускаю. Ведь не зря воду называют царицей (уходит).
(Под музыку появляется Вода, благодарит детей за помощь и раздаёт на память о себе капельки воды или другие сюрпризы).