Ольга Субботкина
Планирование на учебный год «Неизведанный мир предметов. Предметный мир» для детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Неизведанный мир предметов/ Предметный мир»
Вторая младшая группа
Пособие «Неизведанный мир предметов/ Предметный мир» для детей второй младшей группы содержит тематический годовой план работы. Представлены подробные конспекты занятий, которые могут быть использованы в организованной образовательной деятельности с детьми, совместной работе.
Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, а также родителям, заинтересованным в художественно-эстетическом развитии детей.
Содержание
Публикация «Планирование на учебный год „Неизведанный мир предметов, Предметный мир“ для детей второй младшей группы» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
1. Пояснительная записка 4
2. Перспективно-тематическое планирование организованной образовательной
деятельности для детей второй младшей группы 7
4. Конспекты занятий для детей второй младшей группы 47
5. Приложение 74
6. Список литературы 84
Пояснительная записка
Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Дети в возрасте от 3 до 4 лет рисуют карандашами, красками, лепят из пластилина. Такая деятельность является для ребенка естественным способом освоения окружающего мира, способом развития мышления, восприятия, моторики, развивает ребенка эмоционально и творчески. По значимости эта деятельность занимает в жизни ребенка второе место после игры, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания опосредованно через цвет, образ и т. п. В то же время это наглядная и продуктивная деятельность, дающая возможность оценить результат.
Актуальность
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Проблема
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания дошкольников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование, аппликация и лепка доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, проявлять свою индивидуальность. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Новизна программы
Как и многие воспитатели, в основном я придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным. Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию, лепки и аппликации различными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Цель: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 4 лет.
Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
Образовательные:
Подводить детей к восприятию произведений искусства; последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности; совершенствовать навыки работы с различными изобразительными материалами. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность. Включать в процесс обследования предмета движения обеих рук по предмету, охватывание его руками. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Развивающие:
Развивать эстетическое восприятие; творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность, мелкую моторику рук. Обращать внимание детей на красоту окружающих предметов.
Воспитательные:
Формировать эмоционально-ценностное отношение у детей дошкольного возраста через художественное творчество. Воспитывать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Занятия в группах предполагают сотворчество педагога и воспитанника; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Объект исследования процесс развития интереса и творческих способностей младших дошкольников к изобразительной деятельности: лепки, аппликации и рисования.
Предмет исследования методы и приемы воспитания и развития интереса младших дошкольников к изобразительной деятельности: лепки, аппликации и рисования.
Гипотеза исследования предполагает, что уровень изобразительного творчества детей младшего дошкольного возраста повысится, если будут созданы такие условия для его развития, как: широкий подход к решению данной проблемы (творчество как стиль жизни); организация содержательной жизни ребёнка в дошкольном учреждении; обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта; единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребёнка, комплексное и системное использование методов и приёмов обучения; учет индивидуальных особенностей ребёнка в процессе обучения.
Образовательные области познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Тип
По доминирующей деятельности: познавательный, игровой, творческий.
По количеству участников: коллективный.
По времени проведения: долгосрочный 5 лет.
Участники воспитанники второй младшей группы, воспитатель.
Основные формы, средства и методы реализации
Формы: специально организованная деятельность; игровые упражнения по овладению техниками рисования, аппликации, лепки.
Средства: игровая деятельность - дидактические, подвижные, театрализованные игры; продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация, детский дизайн.
Методы:
• словесные - объяснение, описание, беседа, рассказ воспитателя, художественное слово, педагогическая драматизация, объяснение, пояснение, указание, педагогическая оценка, вопросы и т. д., отгадывание загадок, заучивание пословиц, стихов, поговорок, песен, составление детьми рассказов, сказок, придумывание загадок;
• наглядные - наблюдения, рассматривание предмета, образец, показ картины, показ способов изображения и способов действия, рассматривание картин, иллюстраций, просмотр мультфильмов, слушание литературных и музыкальных произведений;
• практические - обследование предметов, готовых образцов, выполнение творческих работ, метод моделирования.
• игровые - игровая ситуация, действия с игрушками, имитация действий, прятанье, поиск;
• эвристические (поэлементное обучение процедурам творческой деятельности);
• эмоциональный настрой (использование музыкальных произведений с помощью ИКТ).
Все формы, средства и методы обучения направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук.
Методическое обеспечение литература, наглядные пособия, видеоматериалы.
Программы:
И. А. Лыкова. Программа воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет. «Цветные ладошки», - М. : «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008.
И. А Лыкова «Методические рекомендации к программе» художественное образование в детском саду, - М. : «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2008.
И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2015
Наглядные пособия: технологические карты, картотека физкультурных минуток и динамических пауз, картотека дидактических игр, шаблоны, схемы.
Материально-техническое обеспечение ТСО, магнитофон, CD/DVD диски, магнитная доска, мольберт.
Принципы принцип учета возрастных особенностей дошкольников; принцип опоры на интересы ребенка; принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого; принцип наглядности; принцип доступности; принцип содержательности; принцип последовательности; принцип интегративности; принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Ожидаемые результаты
1. Созданная предметная среда с учетом темы проекта.
2. Методический материал, в свете современности нацеленный на развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей ребенка и родителя.
3. Диагностирование детей.