Марина Морозова
Портфолио учителя географии
▼ Скачать + Заказать документы
Общие сведения о работнике
МОУ СОШ с. Плеханово
1. Морозова Марина Сергеевна;
2. 02.06.1978 года рождения;
3. Г. Липецк Липецкий государственный педагогический университет, 29 мая 2002 года, учитель географии по специальности «География»;
4. 2-я квалификационная категория по должности «Учитель», 10 января 2006 года;
5. Общий стаж работы, в том числе педагогический – 9 лет 3 месяца;
Публикация «Портфолио учителя географии» размещена в разделах
6. Дистанционное обучение на курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и Факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова, 2010 год; №221296933-4005
Обучение в МОУ СОШ с. Плеханово Грязинского района по теме «Использование информационных технологий в образовательном процессе».(36 часов, 2006 год справка №48 от 24.06.06).
Самоанализ работы
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года.
1.1 качество знаний обучающихся по предмету за 3 года.
Учебный год Кол-во
классов Кол-во
учащихся Качество
знаний
(человек) Качество
знаний
(%)
2007-2008 7 135 104 77
2008-2009 6 118 96 81
2009-2010 6 117 94 80
1.2 Уровень обученности по предмету за 3 года.
Учебный год Кол-во
классов Кол-во
учащихся
(человек) Успеваемость
(%)
2007-2008 7 135 100
2008-2009 6 118 100
2009-2010 6 117 100
2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.
2.1 Руководство кружками.
Наша школа расположена в живописном уголке, на территории Плехановского лесничества в окружении сосен и берез. Вдыхая свежий воздух, запах хвои и смолы, начинаешь гордиться за свою Родину, село. И именно эта обстановка способствует воспитывать в детях любовь к природе, любить и беречь окружающий их мир.
На протяжении нескольких лет в школе работает кружок «Эколог».
В 2008 году в школе было организовано Научное общество учащихся «Эколог», в которое объединились учащиеся разных возрастов. Свои работы ребята выполняют с комнатными растениями, размещенными в «Зимнем саду». Они выращивают комнатные растения разными способами и наблюдают за их развитием, занимаются исследовательской деятельностью.
Темы их работ разнообразны: «Автотрофы в квартире», «Влияние запахов растений на функции организма человека». Дети в НОУ «Эколог»занимаются не только выращиванием растений, но и участвуют в экологических конкурсах, в озеленении школы и территории. Интересные экскурсии проводятся по экологической тропе, которая после зимы обновляется учащимися.
МОУ СОШ с. Плеханово работает в экологическом направлении и поэтому весь педагогический коллектив школы причастен к экологической деятельности: каждую весну и осень проводится благоустройство школьного двора и территории села силами коллектива учителей и учеников.
Учащиеся каждый год работают в Плехановском лесничестве. Традиционно ученики 8-х классов помогают весной в посадке саженцев и прополке летом двухлетних растений.
Весной очищаются родники в селе. Один из родников находится на окраине села, в отдалении от жилых домов. Козлова Настя, Маньшина Оксана, Пушка Юлия, Рукина Лилия, Хамидуллина Алина и другие ребята очищают родники от мусора.
Учащиеся гордятся традициями школы, села, поэтому с энтузиазмом вносят свою лепту в благоустройство «малой Родины».
Весной 2010 года была проведена поездка в Воронежский государственный биосферный заповедник. Цель поездки – изучение родного края, привитие любви к природе. У ребят осталось много впечатлений, положительных эмоций и желание проводить такие поездки еще.
2.2 Современные педагогические технологии, реализуемые во внеурочной деятельности.
ИКТ используются при проведении предметной недели.
1. Виртуальное путешествие в Санкт-Петербург.
2. Подготовка презентаций «Туристические маршруты по Липецкой области».
3. Презентации «Города Липецкой области».
Применяемые современные педагогические технологии способствуют развитию творческой деятельности учащихся, привитию активности, самостоятельности в выборе средств решения поставленных задач, формированию критического мышления, активной гражданской позиции учащихся, повышению интереса к изучению предмета географии и, как следствие, увеличению количества успешных учащихся. Кроме того, учащиеся приобретают навыки работы с информацией, полученной из источников разных типов, в том числе неадаптированных, навыки структурирования информации, а также перевода информации из одной знаковой системы в другую. Результатом использования данных технологий является также формирование коммуникативных компетенций, которые являются основой для осуществления учебной и будущей профессиональной деятельности учащихся, т. е. выступают значимым фактором социализации личности.
Важную отличительную черту современной цивилизации составляет все возрастающая скорость количественных и качественных изменений. Радикальное ускорение перемен в обществе произошло в период быстрого развития информационных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты” : они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой.
В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы воспользоваться обширнейшими возможностями, предоставляемыми новыми технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно подготовленным, обладать набором знаний и умений.
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к коллекционированию, порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий:
уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
• электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
• интерактивные доски,
• электронные энциклопедии и справочники,
• тренажеры и программы тестирования,
• образовательные ресурсы Интернета,
• DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
• видео и аудиотехника,
• интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,
• интерактивные конференции и конкурсы,
• материалы для дистанционного обучения,
• научно-исследовательские работы и проекты.
Знакомство в результате выполнения практической работы с элементами программы Excel
Программа EXCEL позволяет сэкономить время и представить табличные результаты в графической форме. Одна из форм применения данной программы на уроках географии - построение графика хода температур в ходе проведения практической работы в 6 классе.
Работа с программой Power Point
Мультимедийные технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами; включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.
Самой доступной для преподавателя и одной из самых удобных для подготовки наглядности на уроках является программа создания компьютерных презентаций Power Point. Чаще всего мы обращаемся к ней на уроках при необходимости продемонстрировать тот или иной наглядный материал, который представляется в виде графического изображения, таблицы, видеосюжета; и очень редко как к способу контроля знаний и умений учащихся.
Компьютерная презентация Power Point – это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.
При разработке презентации учитывается, что она:
• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;
• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
• усиливает воздействие выступления.
Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:
• Какова цель, которую должна решить презентация?
• Через какие задачи будет достигнута цель?
• Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?
• Каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать?
• В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды, звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью их нивелирования с целью глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала. После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее. Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся.
Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Использование электронных учебников
в процессе обучения географии.
Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю.
2.3 Участие обучающихся в других формах внеурочной деятельности.
Учащиеся принимают активное участие в Неделе географии, которая ежегодно проводится в школе. Разнообразна тематика мероприятий:
1. Выставка стенгазет.
2. Викторины :
А) «Знаешь ли ты свой край»;
Б) «Географический конкурс»;
В) «Столицы европейских государств»
3. Конкурс творческих работ «Туристические маршруты по Липецкой области».
3. Позитивные результаты деятельности учителя в воспитательной работе.
3.1 Традиции работы с детьми, развитие самоуправления в ученическом коллективе.
В ученическом коллективе осуществляю следующие распределения обязанностей: староста, заместитель старосты, учебный сектор, трудовой сектор, культмассовый сектор, цветовод, физорг. При избрании старосты используется демократический принцип на добровольной основе, учитываются внеурочные интересы и личностные особенности учащихся. Для решения конкретных задач организуются малые инициативные группы.
Работа с ученическим коллективом строится в нескольких направлениях:
- нравственно-патриотическое воспитание,
-учебная работа,
-здоровый образ жизни,
-правовое воспитание,
-трудовое воспитание,
-экологическое воспитание,
-работа с родителями.
За годы работы в школе у меня сложились определенные традиции работы с детьми.
Важным направлением воспитательной деятельности классного руководителя считаю проведение классных часов по личностному самоопределению:
-«К чему люди стремятся в жизни»;
-«Что в жизни зависит от меня»;
-«Как претворить мечты в реальность».
По патриотическому воспитанию традиционными стали следующие мероприятия:
-серия классных часов ко Дню защитника Отечества и Дню Победы: «Блокада Ленинграда», «Их именами названы улицы Липецка», «Женщины на войне», «Герои советского Союза – наши земляки». «По следам публикаций «Грязинских известий»»;
- встречи с участниками ВОВ на классные часы;
- участие в месячнике патриотической работы, посвященной Дню защитника Отечества;
- подготовка и участие в митинге, посвященном очередной годовщине Победы в Великой Отечественной войне;
- поздравление ветеранов ВОВ.
В учебной работе традиционными является:
- выпуск «Экрана успеваемости» за неделю;
- проведение тематически-традиционных и организационных классных часов по обсуждению вопросов успеваемости, посещаемости и поведения учащихся;
- изучение документов для подготовки к выпускным экзаменам и ЕГЭ;
- регулярная проверка внешнего вида учащихся;
- регулярный контроль посещаемости учениками класса;
- работа с учителями-предметниками, направленная на улучшение качества знаний;
- контроль дисциплины учащихся на уроке и внеурочное время;
- еженедельная проверка дневников;
- регулярная проверка наличия оценок в дневниках учащихся;
- анализ итоговых оценок и сообщение родителям ученика или лицам их заменяющих.
По здоровому образу жизни традиционными являются мероприятия:
- беседы по ТБ, ПП, о мерах безопасности движения на дорогах (в дневниках учащихся схема-план «Безопасное движение на дорогах в школу и домой», во время весеннего паводка, на льду, режим школьника в период выпускных экзаменов, предупреждение стрессов;
- беседы по профилактике вредных привычек: «Мифы и прада об алкоголе», «Сделай свой выбор» (антинаркотическая пропаганда, «Стань свободным: победи свои вредные привычки»;
- участие в месячниках «Антиспид», «Молодежь против наркотиков»,
- контроль соблюдения санитарно-гигиенического режима в кабинете;
- ежемесячные генеральные уборки класса;
- участие в мероприятиях по благоустройству пришкольной территории и территории села;
- участие в школьных Днях здоровья, спортивных мероприятиях на уровне района («Осенние старты», лыжные эстафеты, футбольные матчи, баскетбольные соревнования, соревнования по теннису, гимнастике, легкой атлетике).
В правовом воспитании большую роль играют встречи с представителями инспекции по делам несовершеннолетних, проводящими систематически профилактические беседы с учащимися, приглашение местного участкового на классные часы.
Проводятся классные часы «Права и обязанности гражданина России», «Мораль и закон», «Юридический статус подростка в различных правоотношениях», изучается устав школы по правам и обязанностям школьника.
На основе плана работы школы и УВД Грязинского района мною был составлен индивидуальный план по работе с детьми группы риска.
3.2 Результаты работы с детьми группы риска.
Свою работу с детьми группы риска строю в соответствии с
- Конституцией Российской Федерации;
- Международной конвенцией о правах ребенка;
- Законом об образовании РФ;
- Уставом школы;
- общешкольным планом воспитательной работы;
- совместным планом работы школы и УВД Грязинского района.
Важно своевременно выявить такого ребенка и спланировать коррекционную работу с ребенком и его родителями.
В индивидуальной работе с такими ребятами необходимо привлекать их к
- общественно-полезной работе в классе и школе;
- участию в общешкольных мероприятиях, кружках, спортивных секциях;
- проведению классных часов, диспутов, круглых столов с привлечением участкового милиционера, заместителя директора по ВР, инспектора по ПДН и КДН.
Все это предупреждает правонарушения среди несовершеннолетних.
3.3 Участие обучающихся в жизни общеобразовательного учреждения.
Учащиеся принимают активное участие в жизни школы:
- выставка «Осенняя фантазия», где представляются осенние композиции и букеты (нравственное воспитание учащихся, развитие чувства прекрасного);
- подготовка и участие в концерте, посвященном Дню учителя;
- участие в «Осеннем бале» (подготовка домашних заданий, стихов, песен об осени, сценок, оформление сцены);
- подготовка и участие в новогоднем «Бале-маскараде»;
«Бал-маскарад»
- участие в Дне защитника Отечества на школьном уровне;
«Смотр строя и песни»
«А ну-ка мальчики!»
- участие в традиционном легкоатлетическом марафоне по улицам г. Грязи, посвященном Дню Победы;
- учащиеся класса играют а футбольной команде на соревнованиях за честь села;
- оказание посильной помощи ветеранам;
- экологический субботник по уборке территории школы и селе;
- участие в празднике «Масленица», «День села»,.
Учащиеся оказывают посильную помощь Плехановскому лесничеству в таких мероприятиях, как:
- посадка и прополка саженцев сосны;
- экологическая уборка трассы и прилегающей территории Плехановского лесничества;
- сбор семян дуба (желудей);
- очистка родников и ручьев в рамках акции «Экологическая тропа».
3. 4 Работа с родителями строится в следующих направлениях:
- приглашение родителей в школу для индивидуальных бесед;
- посещение родителей на дому (не реже 1 раза в четверть);
- проведение родительских собраний (не реже 1 раза в четверть);
- работа родительского комитета с трудными детьми класса;
- участие родителей в общешкольных собраниях, Совете школы;
- проведение родительских собраний совместно с детьми, посвященных Дню матери, Международному женскому дню;
- участие родителей в торжественных линейках, посвященных ню знаний, празднику Последнего звонка;
- участие родителей в традиционных школьных мероприятиях «Осенний бал», «Новогодний бал-маскарад»;
- привлечение родителей в таких мероприятиях, как походы, выставки, посещение театра, экскурсии.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 8 класса.
4. Использование современных образовательных технологий.
4.1 Развивающие образовательные технологии.
Школа, являясь одним из основополагающих социальных институтов, призвана формировать личность, способную успешно реализовывать собственные интересы, соотнося их с потребностями социума.
Исходя из этих посылов, главными ценностями, которые должно пропагандировать образование, сегодня являются:
- представление о толерантности как основе взаимодействия людей в современном российском и мировом сообществе;
- представление о личности как высшей ценности в правовом демократическом государстве и необходимости создания условий для максимальной самореализации каждой личности;
- представление о развитии инициативности и самостоятельности как базовых качеств личности, а также повышении ответственности личности перед обществом как условия существования гражданского общества;
- представление о России как части глобального мирового сообщества, понимания ее места и роли в современном мире;
- одной из приоритетных ценностей является формирование гражданской самоиндентификации личности и патриотических чувств.
Современное образование немыслимо без личностно-ориентированного подхода. С позиции данного подхода образование представляется как процесс формирования опыта решения значимых для личности проблем на основе использования социального опыта и осмысления опыта собственного.
Образованность выступает как индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт.
Принципы личностно-ориентированного подхода.
- Отношение к ученику как равноправному, активному и заинтересованному участнику образовательного процесса. Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон. Диалогичность и открытость в общении с учащимися. Беспристрастность в оценке поступков учащихся.
- Школа как основной институт социализации призвана сформировать и развить социально-значимые качества и компетенции личности, которые позволят ей реализовать свои «высшие» потребности, добится успеха в жизни и принести пользу обществу.
- Создание ситуации выбора и успеха, которые позволят ученику осознанно выбирать и реализовывать собственную образовательную траекторию. Одной из граней реализации данной задачи является изменение приоритетов в оценивании учащихся, которые предполагают внедрение систем оценивания, ориентированных на индивидуальные нормы, переход от оценки индивидуальных, изолированных умений к интегрированной; междисциплинарной оценке; сочетание оценки индивидуальных умений с оценкой умений работать в группе.
Успешная реализация личностно-ориентированного подхода возможна при использовании активных и интерактивных методов. В своей работе я применяю такие методы как:
- деятельностный подход;
- проектная методика;
- ситуационное моделирование;
- деловые игры;
- дискуссии;
- творческие задания;
- исследовательская деятельность.
Применяю на своих уроках здоровьесберегающие технологии.
5. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Методическое руководство группой педагогов.
В текущем учебном году я являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарного цикла МОУ СОШ с. Плеханово.
Мною подготовлены выступления на МО и педсовете : «Формирование личности ребенка», «Влияние социальной среды на формирование личности подростка», «Отчет о работе НОУ «Эколог»».