Юлия Зайцева
Польза пескотерапии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Световая песочная терапия – одна из новых, успешно развивающихся методик коррекционной и образовательной работы с ребёнком. Она может использоваться для работы с детьми, начиная с 2-3 лет. Для детей до 5 лет хватит длительности занятия в 10 - 15 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность можно увеличивать до 20-30 минут. Занятия проводится 1 – 2 раза в неделю.
Публикация «Польза пескотерапии в детском саду» размещена в разделах
Цель песочной терапии: развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности. Особо пристальное внимание ей уделяют детские психологи и логопеды. Занятия с песком улучшают мелкую моторику рук, успокаивают и гармонизируют эмоциональное состояние, позволяют ребёнку раскрыться в безопасной обстановке.
Песок – очень тактильный материал, он позволяет развивать сенсорную чувствительность и творчески самовыражаться. Дети любят возиться с песком, пересыпать его через пальцы, рисовать на разноцветно подсвеченном стекле картины, строить мини замки, воплощать свои фантазии в реальность. Рисование песком и игры с миниатюрными игрушками помогают детям расслабиться и отвлечься от различных напряжений.
Рисование на песке пальцами обеих рук стимулирует сенсорные ощущения и способствует активизации межполушарного взаимодействия – как следствие, улучшается синхронная работа обоих полушарий, корректируются проблемы в детском развитии. Световая подсветка стола обеспечивает комфортные условия для детских глаз и снижает зрительное напряжение.
Постоянно возбужденные, невнимательные, гиперактивные дети требуют к себе много внимания, и из обычной игры в песке можно легко получить образовательный процесс. Ребенок сам тянется к песку, и нужно только придать этому влечению творческую составляющую, в которой ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Задачи пескотерапии :
1. Развитие зрительно – пространственной ориентировки;
2. Концентрация внимания, памяти;
3. Развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
4. Релаксация, снятие мышечной напряженности;
5. Способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
6. Стабилизация эмоционального состояния,
7. Развитие творческих (креативные) способностей;
8. Формирование позитивной коммуникации.
Общие условия организации песочной терапии:
В качестве песочницы используется большой (чаще всего) деревянный ящик, для групповой работы более удобнее использовать размер 100х140х8 см. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям,
- наземные животные (домашние, дикие);
- летающие животные (домашние, дикие);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, замки, другие постройки, мебель);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
- объекты небесного пространства (солнце, луна, облака, радуга, звезды);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского военного назначения, фантастические транспортные средства);
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);
- объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);
- естественный природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева и пр.)
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
Итак, все что встречается в окружающем мире может занять достойное место в коллекции.
Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.
В этом может помочь стихотворение Т. М. Грабенко:
Вредных детей нет в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
Ценность всех выше перечисленных упражнений в том, что наряду с развитием тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память.
Таким образом, «песочная терапия» является мощным средством успешной адаптации (когда дети только пришли в детский сад) и детей к условиям детского сада до выпускной группы, снижает психоэмоциональное напряжение, развивает коммуникативные навыки, создает положительный образ детского сада.