Галина Георгиевна Королева
Поликультурная образовательная среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшими принципами государственной политики в области образования являются : возрождение и развитие национальных языков, культур, духовно-нравственных, этнических ценностей народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Язык - мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос образующий нацию через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого коллектива. (1. стр. 42.)
Публикация «Поликультурная образовательная среда ДОУ» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Каждый человек «с молоком матери» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина, патриота. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил родной язык, историю и культуру нации. Дошкольный возраст, по мнению психологов, -лучший период для формирования любви к малой родине.
В нашем детском саду хакасский язык преподается уже более 25 лет, эта работа велась по программе Боргояковой А,Е, и Сагалаковой Е. М., а теперь используется новая программа «Иркежек», разработанная на базе ХРИПК и ПРО группой авторов,одним из которых является воспитатель нашего детского сада Майнагашева И. Г. Параллельно нами осуществляется программа по национально-региональному компоненту «Хакасия – земля родная!» разработанная авторским коллективом: Асочаковой Л. В., Климовой Л. Д., Петелиной В. К. и другими, цель этой программы – помочь педагогам в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой хакасского народа, создание условий для развития личности ребенка а процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его национальной культурой и материальной средой в ее многообразии. (3. пояснительная записка). Кадры у нас расставлены так, что в каждой группе хотя бы один воспитатель владеет хакасским языком, и в ходе режимных моментов или непосредственно-образовательной деятельности может общаться с детьми на родном языке.
Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре в своей работе тоже применяют национально-региональный компонент, это и слушание музыки, разучивание песен, инсценировки сказок, народные игры.
Большое значение в создании условий для развития детей имеет предметно -развивающая среда. Пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством развивающих материалов, в них включены предметы культур национальностей представленных в ДОУ.
В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре:
1. Имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом и бытом разных народов.
2. Имеется уголок краеведения («изба», комната быта и прочее).
3. Имеются образцы народного быта
4. Имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых).
5. Имеется художественная литература (сказки и легенды народов.)
6. Имеется атрибуты для народных и сюжетно-ролевых игр.
7. Имеется богатый материал для рукоделия.
Наш детский сад так же поддерживает связь с музеем и библиотекой.
Не смотря на все усилия
Педагогов детских садов и школ, хакасов владеющих родным языком становится все меньше. В. Я. Бутанаев писал «Хакасы к началу 20 века полностью (свыше 95%) сохранили свой язык. Однако в конце этого века, к 1989г., родным языком владело уже 76% (правда среди сельских жителей процент владеющих доходит до 84,5%»(4. стр. 12)
В наше время эти цифры намного меньше. Если взять детские сады с. Аскиз то в группах владеющих родным языком по 3-4 ребенка. Поэтому нами проводится большая работа с родителями о важности обучения детей родному языку. Нужно разговаривать с детьми на родном языке, в противном случае., ребенок на занятиях воспринимает его как иностранный язык, а ведь это язык его предков. Нельзя научить ребенка говорить на родном языке. Следовать национальным традициям, если этого нет в его родной семье.
Совместно с родителями мы проводим проекты такие как: «Моя семья-мой род.», «хакасские народные игры», «Хакасская кухня». В ходе реализации проектов родители совместно с детьми изготовили альбомы «Моя семья», составляли генеалогическое древо, рисовали герб семьи, знакомили всех с легендами своего рода, составляли меню.
После проведения проектов родные детей говорили нам спасибо. Они стали ближе друг к другу, осознали ценность родства. Очень важно чтобы родители, как часть образовательного пространства своего ребенка, осознавали необходимость изучения детьми родного языка. Ведь только посредством семейной, народной педагогики легче приобщить детей к национальной культуре, к заветам их предков, и тем самым вызывать у воспитуемых интерес к родному языку, и т, что главное, воспринимать его как духовную необходимость. Тогда родной язык станет родным, а точнее материнским.
Литтура:
1. Шишлянникова Ж. П. Поиск№4. -Абакан: Министерство образования и науки Республики Хакасия, 2004.-80с.
2. Асмарина О. Ю. Народная педагогика и современные проблемы воспитания и образования. Абакан, Министерство образования и науки Республики Хакасия, 1993.-142с.
3. Асочакова Л. В., Климова В. Д. и др. Программа по национально-региональному компоненту «Хакасия-земля родная»
4. Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. - Абакан, Хакасское книжное издательство, 1996.-221с.