Анна Анчукова
Консультация «Похвала, как выражение любви к ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы похвалили ребенка, но в следующий раз при выполнении какого-либо задания вы заметили, что ребенок менее качественно его выполнил или, что еще хуже, выполнение задания вовсе проигнорировал. «Что случилось?» – недоумеваете вы.
Дело в том, что все дети разные: одни спокойные, другие, наоборот, гиперактивные, одни медлительные, другие все делают впопыхах. Как же правильно хвалить свое чадо, чтобы в дальнейшем не сделать только хуже?
Публикация «Консультация „Похвала, как выражение любви к ребенку“» размещена в разделах
Во-первых, внимательно присмотритесь к своему ребенку, к какому числу детей он относится. Если он спокоен и медлителен, то такого ребенка надо хвалить только тогда, когда он в действительности эту похвалу заслужил. Он вмиг раскусит ваши фальшивые дифирамбы и в дальнейшем поймет, что, чтобы получить вашу похвалу, необязательно что-то делать, авось, и так сойдет. Такие дети обычно подолгу сидят, играя в песочнице, могут часами играть с одной игрушкой, собирать конструктор или картинку из пазла, такое времяпровождение для них – одно удовольствие, они усидчивы и внимательны. Иногда родителей раздражает чрезмерная медлительность, и они считают это скорее за недостаток, чем за преимущество. Они начинают как бы ломать своего ребенка, поторапливая его. Но дело в том, что такие дети ставят перед собой цель сделать дело качественно, а не быстро. Поэтому родителю следует не осуждать, а наоборот – поощрять такое поведение, так как оно в дальнейшем будет только способствовать развитию упорства и чувства справедливости у ребенка.
Правильная похвала может помочь достичь маленькому человечку больших высот в жизни, ведь привычка все делать на «отлично» отложится у него на всю жизнь. И из него в дальнейшем может получиться высококвалифицированный специалист своего дела. Поддерживая в нем упорство доводить дело до конца, он с таким же упорством будет подходить к выполнению поставленных задач и сам себе не даст поблажки. Важный момент, что таких детей нельзя недохваливать, если вы в полной мере не оцените работу своего ребенка, то такое отношение также может вызвать равнодушие к выполнению следующих заданий. Эти дети должны четко понимать, за что они получили похвалу и получили ли они ее в полной мере.
Если же ребенок, наоборот, гиперактивен, то такого ребенка лучше перехвалить, чем недохвалить. Похвала в его случае – инструмент, для того чтобы ребенок сфокусировался на выполнении задания и через 5 минут не переключился на более интересные активные игры. Ведь таким детям очень тяжело сосредоточить свое внимание на выполнении одного задания, а правильное мотивирование, а в дальнейшем и получение награды в виде похвалы, способствует тому, что ребенок все-таки доведет начатое до конца. По истечении времени это войдет в привычку, и вам потребуется все меньше времени для того, чтобы привлечь ребенка к выполнению нужных заданий. Как распознать таких детей? Такие дети не сидят на одном месте, они находятся в постоянном движении, у них происходит частая смена интересов, а долгое чтение книг для них становится настоящим испытанием.
Во-вторых, для ребенка очень важно, как вы его хвалите. Одно дело – если ваша похвала получается как на автомате, без особого вникания в суть происходящего, что бы он ни сделал, вы повторяете одну и ту же фразу: «Молодец! Хорошо, сделал!»; другое дело – если вы вникните, за что хвалите, похвалите какие-то отдельные составляющие выполненного задания, допустим: «Молодец, ты как всегда красиво нарисовал рисунок, но сегодня машина тебе особенно красиво удалась!». С такой фразой ребенок поймет, что его хвалят по-настоящему, за данное выполненное задание, а не просто для того, чтобы похвалить. Ведь дети на самом деле чувствуют, заслужили ли они похвалу или нет, а видя, что родной человек хвалит их незаслуженно, они начинают терять доверие к родителям. Родители для ребенка являются главными критиками и ценителями его действий, поэтому все, что он делает, в первую очередь, он делает для того, чтобы получить порцию похвалы от самых близких ему людей. И когда ребенок эту порцию, соответствующую по размерам уровню выполненных им заданий, не получает, в нем зарождается обида. Обида ребенка на маму или папу в дальнейшем может перерасти в непонимание, в разлад отношений между родителями и ребенком. Самым худшим сценарием может быть полное отчуждение ребенка от родителей.
Для любых любящих родителей основной целью в воспитании ребенка является воспитать хорошего человека. Это на первый взгляд непросто, но и не так сложно, как кажется. Непросто потому, что всегда есть страхи сделать что-то не так, а несложно потому, что каждые родители знают, что лучше для их ребенка, исходя из его личных качеств. Умение хвалить является одним из инструментов правильного воспитания, так что хвалите своих детей за дело, от души, и не переставайте это делать, даже когда дети – совсем уже не дети, ведь в глубине души им всегда нужны ваша похвала и поддержка в любых начинаниях.