Наталия Пугаева
Поездка в Анастасов монастырь
▼ Скачать + Заказать документы
Поездка в Анастасов монастырь
По дороге, которая идёт вдоль правого берега реки Упы по заливному лугу и, которая в отдельные годы с разливом полностью исчезает, путник попадает в красивейший монастырь. На невысоком холме в предрассветной тающей дымке перед ним открывается великолепный белый храм - Рождества Богородицы Анастасов мужской монастырь. Вся история монастыря была связана с тихим провинциальным древним городом Одоевом, который раскинулся напротив него чуть поодаль на левом высоком берегу реки.
Публикация «Поездка в Анастасов монастырь» размещена в разделах
Основателем Анастасова монастыря считается Иван Михайлович Воротынский – потомок князя Михаила Всеволодовича Черниговского и князя одоевского Романа Семёновича, перешедшего в город Одоев в 15 столетии, от них и произошли три ветви удельных князей: Одоевских, Белёвских и Воротынских.
Князья Воротынские, как и другие удельные князья Черниговские, находились в подданстве Литвы. Князь Иван Михайлович Воротынский был достойным продолжателем своей династии. Отличался храбростью в войнах против Литвы и татар. В 1517 году он отразил набег крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Именно с этой победой связывают решение князя в знак благодарности Пресвятой Богородице основать под Одоевом мужской монастырь.
Откуда пошло название монастыря «Анастасов»? М. Поликарпов в «Историческом очерке бывшего Анастасова монастыря» пишет, что князь И. М. Воротынский назвал его в честь супруги – княгини Анастасии. Но тогда он назывался бы Анастасьин. Более вероятна версия, согласно которой монастырь получил своё название по имени первого настоятеля – игумена Анастасия.
По преданию, первоначальный храм Рождества Пресвятой Богородицы был деревянный. Но уже в 1673 году был построен каменный храм, к которому год спустя, в 1674 году была пристроена каменная шатровая колокольня. Храм имеет три придела: главный – Рождества Богородицы, и два боковых – Святой великомученицы Екатерины и преподобного Варлаама Хутынского. Место для постройки храма было выбрано с большим художественным чутьём. Массивный объём церкви, словно вросший в пологий берег реки, очень органично вписался в живописную панораму. Всё здание покоется на высоком подклете, в котором размещались служебные монастырские помещения. Высокий, почти кубический объём самой церкви увенчан широко расставленным пятиглавием. К основному объёму примыкает с востока прямоугольная алтарная часть, а с запада монастырская трапезная, своды которой опираются на один мощный столп, стоящий посреди трапезной. С южной стороны, со стороны Упы, на массивных каменных столбах на уровне второго этажа расположена крытая галерея, которая зрительно объединяет трапезную с алтарём и придаёт зданию своеобразный и запоминающийся облик. С северной стороны примыкают приделы преподобного Варлаама Хутынского и Святой Великомученницы Екатерины. Невысокая шатровая колокольня стоит к северу от здания церкви и соединена с ней крытым переходом.
За свою историю монастырь переживал и периоды возрастания и благоденствия и упадка. Во времена смуты и лихолетия в 1931 году храм был закрыт и, как многие тогда церковные здания, обращен в овощное хранилище. В 60-е годы 20 века по решению правительства РСФСР церковь Рождества Богородицы была признана памятником архитектуры. В 2002 году началось возрождение монастыря и вновь в древней обители зазвучало покаянное монашеское пение, и живописные окрестности Одоевского края снова оглашает колокольный звон, призывая православных христиан вспомнить о Боге, о Небе и о спасении своей души.