Александр Оленников
Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
«Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе»
Выполнил: Учитель физической культуры
Лицей №36 ОАО «РЖД»
Оленников А. Ю.
Оптимальная интенсификация
Интенсификация является главной тенденцией в современном спорте. В баскетболе она проявляется в увеличении плотности игровых действий в соревнованиях, то есть в увеличении их количества в единицу времени; в уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз (например, «скорострельности» броска) в быстроте и стремительности тактических взаимодействий, сокращении количества игровых ходов.
Публикация «Подготовка резерва в детско-юношеском баскетболе в лицее» размещена в разделах
- Баскетбол в детском саду
- Виды спорта
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
В спортивных школах высокоинтенсивным тренировочным режимам отводится недостаточно времени, особенно при совершенствовании скоростной техники и тактических взаимодействий. В процессе реализации технико-тактических навыков в условиях игры возникают проблемы, обусловленные разницей между условиями их совершенствования в тренировочном процессе и реальным воплощением в игровой обстановке. Также очень часто, даже у лучших учащихся спортивных школ, проявляется неспособность к эффективной деятельности при коротких игровых режимах. Причина этого в отсутствии психологической и особенно физиологической готовности.
В тренерской среде в настоящее время часто ставится вопрос о том, можно ли интенсифицировать процесс подготовки в детско-юношеском баскетболе? Мы считаем, что это сделать необходимо. Ведь, во-первых, речь идет о разумном последовательном увеличении интенсивности тренировочных занятий в связи с возрастным и спортивным онтогенезом. Во-вторых, если этого не делать, то по функциональной подготовке и состоянию сердечно-сосудистой системы юные спортсмены будут явно не готовы воспринимать современные режимы игры.
Интенсификация подготовки юных баскетболистов должна основываться на применении передовых методов, главным из которых является интервальный. Так-же следует активно применять круговой, сопряженный и комплексный методы. В последнее время в одном тренировочном занятии часто применяют сочетание кругового и сопряженного методов. В таком случае на основе организации по круговому методу развиваются или совершенствуются одновременно несколько сторон подготовленности (например, физическая и техническая; физическая и тактическая). В процессе тренировок с использованием комплексного метода идет поочередная работа над атлетической подготовленностью и технико-тактическими навыками, работа и отдых строго дозируются.
В технической подготовке внимание должно быть обращено на сокращение времени выполнения технических приемов. В качестве примера можно еще раз сказать о «скорострельности» броска, то есть уменьшении времени его выполнения.
Тренировочное воздействие на повышение скорости выполнения броска бывает двух типов: аналитическое - воздействие на отдельные фазы; интегральное - воздействие на бросок в целом. В тактической подготовке интенсификация осуществляется за счет ограничения временных и пространственных характеристик при выполнении тех или иных тактических схем; качественного изменения состава сопротивления (увеличение веса отягощений при сопряженной подготовке, активизация сопротивления партнеров или увеличение их числа).
Процесс интенсификации подразумевает применение ударных воздействий: ударные нагрузки в течение отдельного занятия; ударные тренировочные дни; ударные микроциклы.
В организации тренировочного процесса интенсификация проявляется в частичном переходе на трех- и даже четырехразовые тренировки в день с определенным уменьшением объема каждой из них (в данном случае речь идет в основном о периоде летней подготовки в спортивном лагере).
Стратегия интенсификации определяется возрастом спортсменов. В младшем возрасте она осуществляется за счет выполнения отдельных упражнений с применением соревновательно-игрового метода. В среднем возрасте интенсификация тренировочной деятельности происходит с акцентом на раздел «скоростная техника» с одновременным уменьшением рабочих объемов. Для старшего возраста используется дискретная (на отдельных этапах микроциклов) интенсификация тренировочного процесса с применением средств специальной подготовки.
Многолетняя атлетическая подготовка
Употребление термина «атлетическая», а не физическая подготовка, на наш взгляд, является абсолютно оправданным. Ведь физическая подготовка подразумевает дифференцирование на традиционные ОФП и СФП, что сегодня представляется весьма спорным как с точки зрения теоретических разработок, так и точки зрения практического опыта. Бесспорно, современный баскетболист - это в полном смысле настоящий атлет. Роль атлетизма в баскетболе в последнее время значительно возросла и зачастую является решающим фактором дальнейшего прогресса при переходе спортсмена или спортсменки во взрослый баскетбол. Подчеркиваем, толь-ко многолетняя и постоянная работа над атлетизмом приносит результат.
В младшем возрасте атлетическая подготовка носит комплексный характер с интегральным воздействием на все физические качества. При этом используются подвижные игры, эстафеты, гимнастика, акробатика, различные полосы препятствия.
В среднем возрасте атлетическая подготовка носит дифференцированный характер, то есть воздействие идет на отдельные физические качества с акцентом на отстающие двигательные качества и на наиболее слабые группы мышц. Параллель-но прививаются навыки техники специальных силовых упражнений (жим лежа, приседания, но используются при этом облегченные гири, гантели и гриф от штанги. В старшем возрасте атлетическая подготовка носит преимущественно специальный характер, воспитывается так называемый игровой атлетизм. Силовые качества совершенствуются и развиваются в том направлении, которое характерно для их применения в баскетболе : например, совершенствуется не просто сила, а «быстрая» сила, не просто прыгучесть, а прыжки с укороченным временем отталкивания и при активном воздействии соперника.
Главный акцент в такой подготовке делается на совершенствование основных элементов подготовленности конкретного спортсмена. Занятия по атлетизму в старшем возрасте включают собственно силовую подготовку (в том числе упражнения на тренажерах); кроссовую подготовку; скоростно-силовую подготовку на основе легкой атлетики; сопряженную подготовку и комплексные тренировки с активным использованием отягощений.
Вариативная тактическая подготовка
В основе повышения уровня тактической подготовленности лежит совершенствование комбинационной командной игры и развитие индивидуальных специальных способностей спортсменов. Общее время конкретного тактического хода баскетболиста включает : время восприятия игровой ситуации; время выбора адекватного решения; время двигательного ответа. Выбор адекватного решения базируется на так называемом оперативном мышлении.
Предлагаем следующие схемы нестандартной тактической подготовки.
Младший возраст:
• совершенствование моторных компонентов двигательной реакции
и сокращение времени восприятия на основе различных подвижных игр;
• изучение индивидуальной тактики и простейших групповых взаимодействий.
Средний возраст:
• развитие оперативного мышления с помощью специальных творческих игр и алгоритмических задач;
• дальнейшее изучение и совершенствование групповых взаимодействий;
• изучение основ командной тактики.
Старший возраст:
• совершенствование тактического мышления с помощью моделирования специфических ситуаций на тренажере и в практических тренировках;
• углубленное совершенствование командной тактики с акцентом на специфику индивидуальных тактических действий, позволяющих эффективно использовать сильнейшие стороны подготовленности конкретного спортсмена.
Непрерывная игровая подготовка
Один из важнейших постулатов психофизиологии - «игра - это врожденная потребность детского организма». Однако, несмотря на это, учебно-тренировочная работа в детских спортивных школах строится излишне «запрограммированно». Это приводит к недостаточному творчеству детей вовремя игровой деятельности, нехватке самобытности и неумению реализовывать свой технико-тактический потенциал в условиях соревнований. Осуществление непрерывной игровой подготовки должно идти на основе применения соревновательно-игрового метода, изменения обстановки и условий выполнения технико-тактических упражнений. При этом необходимо использовать интегрированные упражнения и сопряженную подготовку.
Рассмотрим особенности непрерывной игровой подготовки с учетом возраста. В младшем возрасте акцент делается на обучение посредством игры. В тренировочный процесс постоянно включаются подвижные игры и эстафеты. В среднем возрасте регулярно применяются упражнения игрового характера. Варьируется обстановка и условия выполнения тренировочных упражнений. Для ребят старшего возраста целесообразно систематически проводить мини-турниры типа «1x1», «2x2», «3x3» на всех циклах и этапах годовой подготовки. Для этого возраста так-же должен быть предусмотрен достаточный объем собственно соревновательной подготовки.
Поэтапная индивидуализация
«Индивидуализация» - это целенаправленная реализация способностей и возможностей на основе учета индивидуальных особенностей личности. Целесообразно выделить 3 ступени поэтапной индивидуализации.
1 ступень - младший возраст - индивидуализация процесса обучения в ходе овладения общими технико-тактическими основами игры, чаще называемыми «Школа баскетбола».
2 ступень - средний возраст - индивидуализация на групповом уровне (специализация по игровым амплуа) и индивидуализированное воздействие на подтягивание «слабых» сторон во всех разделах спортивной подготовки.
3 ступень - старший возраст - углубленная индивидуализация на основе акцентированного совершенствования сильнейших параметров спортивной деятельности и компенсаторного воздействия на отстающие звенья подготовки.
В практической учебно-тренировочной работе поэтапная индивидуализация осуществляется путем разработки специальных, сугубо индивидуальных упражнений для обучения и совершенствования; индивидуальных критериев (контрольных нормативов) комплексного, а в нашем случае в основном педагогического контроля. Наибольшие трудности возникают на третьем этапе работы. Это связано с тем, что спортсмен тренируется уже в дублях команды мастеров, где подготовка, как правило, носит командную форму, да и тренер не всегда достаточно четко представляет сильные и слабые стороны своего нового подопечного. В такой ситуации целесообразно использовать две формы работы: индивидуальную работу типа «тренер - игрок» и так называемую индивидуализированную форму подготовки перспективных баскетболистов.
Суть последней заключается в том, что в детской спортивной школе формируется объединенная группа перспективных детей смежных возрастов, функционирующая 1-2 раза в неделю. Тренировки в ней по очереди ведут личные тренеры данных спортсменов. В процессе занятий пять-шесть общих упражнений чередуются с индивидуальной работой по типу «тренер - игрок».
Планирование
Объединяющей частью методологии подготовки в детско-юношеском баскетболе является планирование. Сейчас очень часто игнорируется ведущее положение теории физического воспитания о том, что состояние спортивной формы изменяется волнообразно. Учебная нагрузка, согласно программе, дается на протяжении года весьма монотонно, слегка варьируется лишь процентное соотношение видов. В основу годового планирования работы детских спортивных школ, на наш взгляд, должно быть положено четкое распределение средств и методов подготовки в связи с временным акцентом работы (см. таблицу).
Процент тренировочных воздействий на отдельные стороны 1 спортивной подготовки в процессе возрастного и спортивного онтогенеза.
Виды подготовки
Возраст Атлетическая
(воздействие) Техническая Тактическая
Младший Комплексное Элементарные двигательные акты
«Школа баскетбола» Индивидуальная тактика.
Простейшие групповые взаимодействия
Средний Дифференцированное, с учетом сензитивных периодов
развития двигательных качеств. Сложно-координационные движения, специализация с учетом игрового амплуа. Групповые взаимодействия. Основы командной так-тики.
Старший Специализированное, преимущественно на сильные стороны. «Коронные приемы».
Повышение эффективности в условиях активного противостояния. Командная тактика в связи со спецификой конкретного соперника.
Высокую эффективность показало планирование учебного материала в виде определенных блоков-программ (например, «обучение и совершенствование индивидуальных защитных действий»; «совершенствование группового отбора на основе личного прессинга» и т. д.). Такие тематические блоки-программы в течение года применяются циклически, повторяясь с возрастанием степени усложнения.