Крестина Светлицкая
Консультация для педагогов «Подготовка и проведение открытых занятий в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация проведения открытого занятия.
Воспитателю, проводящему открытое занятие рекомендуется обеспечить посещающих занятие планом занятия (технологической картой) и методическими материалами, используемыми на занятии.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Материально – техническое оснащение занятия необходимо подготовить заранее, испытать в действии приборы и оборудование, продумать целесообразность, оптимальность и последовательность их применения на занятии. Следует помнить, что большое количество наглядных пособий рассеивает внимание детей.
При проведении открытого занятия соблюдаются все требования к образовательно-воспитательному процессу. Занятие должно проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т. д. Создание особых условий для открытых занятий, во-первых, нарушает устоявшийся режим работы, во-вторых, идеализированные условия ставят под сомнение тиражируемость новации.
Для посещающих обязательно готовится рабочее место. Места должны располагаться за спиной детей, чтобы посетители не отвлекали их внимание. Не рекомендуется располагать посетителей рядом с детьми.
Число посетителей не может быть безграничным. Как показывает образовательная практика, этим требованием часто пренебрегают: иногда на открытое занятие приходят 10-15 педагогов. Отметим, что посещение группы хотя бы одним посторонним человеком создает дискомфорт и для воспитателя и для детей, в связи, с чем в последнее время широко практикуется изучение опыта педагогов по видеозаписям занятий.
Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не вмешиваться в ход, не выражать в присутствии детей своего отношения к работе педагога.
Не менее важным разделом методической работы является не только проведение и посещение открытого занятия, но и его анализ.
Хорошо организованное обсуждение является формой повышения психолого – педагогической и методической грамотности педагога, позволяет внедрить методические находки в педагогическую практику многих воспитателей ДОО, что в результате позволяет повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.
Анализ занятия проводится, как правило, в день его проведения. Все присутствующие на занятии сдают заполненные бланки анализа показанного занятия в методический кабинет.
Цель анализа – оценка правильности поставленных целей и задач занятия, степень их достижения в процессе занятия, целесообразность выбранных методов и средств, акцентирование внимания на применявшихся методических приемах, рассмотрение их эффективности в достижении целей и задач.
При обсуждении выступления должны носить четкий, конкретный характер, а не только эмоциональный («понравилось, не понравилось», не уводить обсуждение от поставленной цели. В ходе обсуждения следует тактично отметить недочеты, ошибки, допущенные в организации и содержании занятия, дать советы по совершенствованию дальнейшей работы преподавателя, отметить возможности использования полученного опыта для собственной педагогической деятельности.
Целесообразен обмен мнениями, который вызывает не столько критическое оценивание коллеги, а творческое осмысление увиденного на занятии в преломлении собственного опыта педагогической деятельности.
Для эффективного обсуждения, посещающим занятие, рекомендуется вести записи.
Выступления участвующих в обсуждении рекомендуется проводить в определенной последовательности: вначале проводит педагог – автор занятия, затем приглашенные педагоги, председатель аттестационной комиссии, руководитель методической службы. Обсуждение должно проходить в доброжелательной, благожелательной обстановке.
Воспитатель напоминает методическую цель занятия и кратко дает описание применявшихся методов.
На открытом занятии педагог должен обеспечить достижение методической цели посредством достижения целей занятия. Поэтому самоанализ открытого занятия педагог осуществляет по двум направлениям: с точки зрения достижения методической цели и усвоения детьми материала.
План самоанализа:
Степень выполнения целей и задач занятия
Разъяснение причин и обоснование необходимости всех отклонений от плана занятия.
Критическая оценка и комментарий (объективно оценивает собственные действия и, что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые посещающие занятия могли не увидеть, не понять, не оценить).
Анализ работы воспитанников на занятии (педагог особое внимание уделяет элементам особого удовлетворения работой на занятии того или иного ребё нка: нередко посещающим занятие деятельность на занятии какого то ребёнка кажется естественным и обычным, в то время как для конкретного ребёнка такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии).
Затем занятие анализируют посетители с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа занятий, посещенных с целью контроля, здесь самое главное – обмен мнениями.
Если на открытом занятии демонстрировалась новая методика, посещающий педагог также ищет ответы на следующие вопросы:
Сможет ли он применить данную методику в своей работе?
Каковы границы применения?
Возможны ли негативные последствия использования нового метода?
Какие дополнительные источники информации необходимо изучить перед применением?
Таким образом, посещающий открытое занятие педагог изучает опыт коллеги с точки зрения собственного опыта, поэтому он одновременно подвергает оценке и свою деятельность. Подобная рефлексия очень важна.
Анализ занятия руководителем методической службы ДОО.
Обобщающее слово воспитателя. Именно воспитатель должен завершать дискуссию, ибо он готовился к мероприятию, он был «учителем» не только воспитанников, но и «учителем» педагогов, он проводил мастер-класс.